«Во всём могуч, во всём великолепен…». К 175-летию со дня рождения И.Е. Репина
Автор:старший научный сотрудник отдела"Культура Ялты конец XIX – начала ХХ в." Ольга Копыл.
Илья Ефимович Репин родился 5 августа (24 июля по старому стилю) 1844 года в г. Чугуеве Харьковской губернии, в семье отставного солдата. В 13 лет Илья Репин начал учиться у местных живописцев. В 15 лет юноша уже был известен в своём городе: он писал иконы на заказ и выполнял церковные росписи.
Следующим этапом обучения стала рисовальная школа в Петербурге, а после случилось то, о чём можно было только мечтать: поступление в Петербургскую Академию Художеств. Обучение в ней помогло еще лучше понять свой дар, открыть новые высоты мастерства. И.Е. Репин окончил Академию в году, с золотой медалью.
Илью Репина и в пору юности, и во всей последующей жизни отличала страстная тяга к идеалу: как сказочный Данила-Мастер, он готов был на всё, чтобы постичь и выразить подлинную природу натуры, - человека или явления.
Эта страсть была причиной множества непонятных публике поступков: череды переделок и доделок давно готовых и знаменитых работ, приглушения нарядных, красивых элементов ради гармонии картины в целом, настоящей ярости по отношению к художникам-«малярам», неприятию повторов в собственном творчестве и вечной неуверенности в том, что написанная картина удачна. Страсть к рисованию была сильнее всего, она требовала полного подчинения и духа, и тела.
Корней Иванович Чуковский вспоминал о том, что Репин никогда не был вполне доволен готовой работой. Когда вокруг раздавались восторженные отзывы о его картине, сам он чувствовал смущение и досаду, потому что замысел всегда казался более значительным, чем результат. Возможно, эта черта характера, принесшая много страданий И.Е. Репину как человеку, делала его превосходным мастером.
Таланты Репина скоро были замечены. Илье Ефимовичу как выдающемуся ученику была дана возможность увидеть мир: побывать во Франции, Англии, Италии. Путешествие состоялось в 1873 году. Во время проживания в Европе И.Е. Репин учился секретам живописи по работам старых мастеров, из которых более всего восхищался Рафаэлем.
Лето 1880 года Илья Ефимович провёл в Крыму. Художник находился в поисках типажей для новой большой картины, которая потом станет известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ради этой работы он совершил путешествие по Днепру, Запорожью и Крыму. В Крым И.Е.Репин собирался ехать в компании ученика и друга – художника Валентина Серова.
Серов и Репин встретились на станции Лозовой и взяли билеты на поезд, идущий прямо в Севастополь. Репин, по словам Серова, приехал из Славянска, был в Святых Горах (Харьковской губернии), от которых был в восторге: «(…) он (Репин – автор.)то и дело, например, говорит, что подобного еще не видал, даже и Крым не так нравится (твердит мне (В. Серову-автор.) это чуть ли не каждый час)».
На второй день путешествия художники увидели идиллический крымский пейзаж: «(…) белые, чистенькие, каменные домики с черепичной красной крышей. По дороге едут татары в телегах, запряженных парою волов или лошадей. Везде как-то пустынно, только там, далеко виднеются синие горы, то – Крымские горы».
На станции Бахчисарай художники вышли из вагона и на платформе увидели татар: «некоторые из них были очень похожи на запорожцев». Репин, увидев их, решил приезжать в Бахчисарай на этюды.
После Бахчисарая дорога стала интересней. Валентин Серов пишет: «(…) местность начала оживляться, попадались овраги, сады фруктовые, быстрые горные речки. В этот день было очень жарко, ни облачка на небе. Мы проезжали между скалами, ярко белевшими на голубом небе. На горизонте показалась темно-синяя полоса Черного моря, она все больше, больше стала открываться, но тут поезд круто повернул к скале, свистнул, и мы скрылись в темном туннеле (…) Выехали – белая стена в скале ослепительно блестела, так что глазам больно. Вот долина: сады, вдали между белыми песчаными скалами играла ярко-синяя, бирюзовая лента залива. Дорога наша вилась у подножья скал; они, точно огромные головы чудовищ, изрытые пещерами древних обитателей Крыма, глядели и лезли на нас. На берегу моря показался Севастополь (…) вот и синяя вода бухты, мачты кораблей, пароходы, лодки, чайки, люди в красных фесках – все ярко, все блестит».
Железная дорога не проходила по Южному берегу Крыма, но художники приезжали сюда на этюды. В то время Ялта уже стала хорошеньким и нарядным курортным городком.
В «Очерках Крыма» Е.Л. Марков писал: «Прежней наивной и бедной Ялты узнать нельзя. Кавалькады кавалеров и амазонок, экипажи с модною публикою снуют на каждом шагу. Оркестры музыки гремят в трех местах чуть не каждый вечер. Откуда ни явились магазины, склады, всевозможные мастера… Все дома и домишки набиты до чердаков».
Гости города лечились виноградом, наслаждались видом моря и гор, солнцем Южного берега, развлекались поездками в горы. Наперебой предлагали услуги лучшие извозчики с удобно устроенными экипажами. В то время главными знатоками Крымских гор были татарские проводники - нарядные мужчины в богато расшитых камзолах, каракулевых шапочках и начищенных до блеска сапогах. В обязанности проводников входило сопровождение гостей по горным тропам, обеспечение их безопасности и комфорта. Проводники угощали кофе и чаем, устраивали пикники, рассказывали истории и легенды об окружающей местности. Некоторые юноши старались завоевать благосклонность приезжих дам.
Татарские проводники и прогулки по Крымским горам - неотъемлемая часть ялтинской курортной жизни, которая была знакома и Репину. Хотя художника не привлекали праздные забавы отдыхающей публики, он всё же не мог пройти мимо интересного типажа.
Репин написал характерный этюд «Проводник. Прогулка в крымских горах». На нём изображены дама в амазонке и татарский проводник в яркой униформе верхом на лошадях, за их спиной – горный серпантин и вид на Крымские горы.
Репродукция этого этюда встречается на почтовых карточках начала ХХ века. Одна из карточек экспонируется в отделе «Культура Ялты XIX- нач. XX в.» Ялтинского историко-литературного музея.
Илья Ефимович Репин известен как прекрасный портретист. Он написал более трёхсот портретов, зачастую людей известных и неординарных. В начале ХХ века И.Е. Репин писал портрет графини Софьи Владимировны Паниной.
Графиня Софья Панина была благотворительницей, меценатом, общественницей, она строила и оснащала народные дома, школы, жертвовала большие суммы в пользу нуждающихся. Графиня владела прекрасным имением на Южном берегу Крыма, в Гаспре.
В 1901 году С.В. Панина почти на год отдала имение в распоряжение семьи Л.Н. Толстого, чтобы Лев Николаевич мог жить в полном комфорте во время лечения в Крыму.
Какой была Софья Владимировна? На портрете работы Репина мы видим молодую статную женщину, которая, кажется, только на секунду остановилась в своих хлопотах, и с вопросом во взгляде обратилась к подошедшему.
Примечательно, что мы можем буквально «заглянуть за кулисы» создания этого портрета. В 1990-х годах отдел музея посетил Владимир Лехович, потомок родов Паниных, Урусовых и Мальцовых. Он рассказал о том, что портреты Паниных писал И.Е. Репин и показал уникальную фотографию из семейного архива. На ней запечатлен процесс создания портрета С.В. Паниной.
На снимке Софья Владимировна стоит подбоченясь и опершись другой рукой на спинку плетёного стула. И.Е. Репин, с пышными седыми кудрями и бородой, устанавливает холст с незаконченным портретом на мольберт, держа при этом в руке целый пучок кистей.
На оборотной стороне фотографии рукописный автограф И.Е. Репина. Текст рукописи: «Какая жалость, я не помню в каком году писал Ваши портреты. А здесь ваша фигура вышла очень хорошо. Сколько интересных рассказов привезла Вера (дочь Репина-автор.) из Праги! Всего, всего лучшего желает Вам Ил. Репин. С неизменной преданностью и повышенным обожанием Вас. – за мировые скорби…».
Удивительное посвящение! От одного человека с великой душой – другому человеку с душой того же размаха.
Широко доступны репродукции работ И.Е. Репина, но подлинные полотна оказывают совершенно иное по силе впечатление. К сожалению, в нашем музее работ И.Е Репина нет, но вы можете увидеть их в других музеях Крыма.
Подлинные картины и эскизы И.Е. Репина экспонируются в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого, Симферопольском художественном музее и Алуштинском литературно-мемориальном музее им. С. Н. Сергеева-Ценского.