МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

25 октября 2015 года прославленному летчику, участнику Великой Отечественной войны, дважды Герою Советского Союза, полковнику Амет-Хану Султану исполнилось бы 95 лет. Его ратные подвиги, героизм, проявленные во время Великой Отечественной войны, самоотверженность и храбрость, которые он проявлял и в послевоенные годы, будучи летчиком-испытателем, известны во всем мире.  Всего за время войны он совершил 603 боевых вылетов (из них 70 – на штурм живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы - 19 самолётов противника.

Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный летчик-испытатель СССР, Почетный крымчанин, Почетный летчик Франции, Почетный гражданин городов Ярославля и Мелитополя, гвардии полковник Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в г. Алупке. Его отец, родом из Дагестана, лакец по национальности, в поисках работы попал в Крым. Здесь нашел вторую Родину, встретил 16-летнию красавицу Насибе. Они поженились в 1919 году. Было у них трое детей: Амет-Хан, Имран, Фатма.

В 1937 году, окончив семь классов, будущий летчик поступил в железнодорожное ФЗУ г. Симферополя, занимался в аэроклубе, по окончании которого был направлен  в Качинскую школу военных летчиков. 5 марта 1940 года получил звание «младший лейтенант» и отбыл в 122-истребительный авиаполк Белорусского военного округа. Война застала летчика в Молдавии.

Первый свой подвиг он совершил 31 мая 1942 года в небе над Ярославлем. Когда в его самолете закончились боезапасы, он таранным ударом сбил бомбардировщик Ю-88. Вот как об этом событии говорит французский летчик полка «Нормандия-Неман» Франсуа де Жоффр: «Мой друг, майор Амет-Хан Султан, применил знаменитый таран. Знаете ли вы, что такое таран? Это наивысшее самопожертвование летчика. В 90 случаях из 100 это неминуемая гибель…». Родина высоко оценила его боевой подвиг, наградив орденом Ленина, грамотой Почетного гражданина Ярославля и именными часами (хранятся в музее ВС РФ в Москве). 

Амет-Хан Султан участвовал в Сталинградской битве и зарекомендовал себя как признанным асом: он сбил 6 самолетов и получил второй орден Ленина. 

В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в составе которого он воевал до конца войны. После того, как он освоил «Аэрокобру» (американский истребитель), он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма.

Еще один героический поступок он совершил летом 1943 года, когда специально сформированный 9-й гвардейский истребительный авиаполк под командованием Л.Шестакова вел бои над рекой Миус. Амет-Хан вылетел на линию фронта со своей эскадрильей. Встретил группу немецких бомбардировщиков. Ведомый Амет-Хана, 

И. Борисов, атаковал и сбил противника. Но другой немец зашел ему в хвост. Амет-Хан Султан бросил свой самолет на врага и уничтожил его. Борисов остался жив. За сражением наблюдал командующий армией Т. Хрюкин. Потом он подарил Амет-Хану свои часы, сказав при этом: «За самый красивый бой, который я видел в жизни!».

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитану Амет-Хан Султану присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года.

Последний самолет он сбил над Берлином. В наградном листе командир 9-го гвардейского истребительного полка дважды Герой Советского Союза В. Лавриненков писал: «Товарищ Амет-Хан отличный летчик-испытатель и по праву считается советским асом».

29 июня 1945 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка 6-й гвардейской истребительной авиационной дивизии (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён второй Золотой Звездой.

После войны – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института в Жуковском, подполковник (1946), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), Лауреат Государственной премии СССР (1953). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов. Его налёт составил 4237 часов. 

В июне 1949 года совместно с И.И. Шелестом Амет-Хан Султан на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе. В начале 50-х годов он вместе с С. Анохиным, Ф. Бурцевым и В. Павловым провел серию уникальных испытаний крылатых снарядов, прообраза крылатых ракет большой дальности.

Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года во время испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В.И. Головиным на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В.И. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. Поэтому Амет-Хан Султан принял мужественное решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно и жизнь товарища была спасена. 

В конце 60-х легендарный летчик принимал участие в движении крымских татар за возвращение на историческую родину. Несмотря ни на что он не потерял веру в справедливость того дела, которому служил.

Погиб он почти, как орел из притчи, которую сам любил рассказывать: «Когда старый орел чувствует приближение смерти, он из последних сил рвется ввысь. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе. На землю они падают уже мертвыми…».

1 февраля 1971 года во время испытания нового двигателя на летающей лаборатории Ту-16 произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза, Заслуженным лётчиком-испытателем СССР Амет-Ханом Султаном погиб. Похоронен наш выдающийся земляк на Новодевичьем кладбище в городе-герое Москве. Его имя навечно осталось в истории авиации.

Прославленный летчик был человеком удивительной скромности. Об этом неоднократно говорили его сослуживцы. Незадолго до гибели Амет-Хан Султан отмечал юбилей – 50-летие (в нашем музее хранятся несколько поздравительных адресов). Во Дворце летчиков собрался весь цвет советской авиации. Произносились речи, зачитывались приветственные телеграммы.  В ответном слове он сказал: «Я в своей жизни видел много тяжелых минут, но эти показались мне самыми тяжелыми, потому что из ваших речей я понял, каким я должен быть, и каким я пока не стал». 

Он владел всеми теми качествами, которые должны быть свойственны настоящим мужчинам: благородство, мужество, храбрость, бесстрашие, самоотверженность. Легендарный летчик вписал блестящие страницы в историю отечественной авиации. Своим героическим подвигом он прославил советскую авиацию.

Герои не умирают! Они живы, пока мы о них помним. На подвиге таких людей нужно воспитывать нынешнее поколение, чтобы они перенимали этот бесценный опыт служения своему народу.

Амет-Хан Султан – яркий пример самоотверженного служения Отчизне. Он прошел славный боевой путь, за что получил заслуженное звание дважды Героя Советского Союза и многочисленные награды.

 

Юлия Мельник, Наталья Турова, Юлия Грищук