Выставка "Ялта...Через века!" : Рай для кинематографии
Рай для кинематографии
Ялта всегда была излюбленным местом для кинематографистов, природа позаботилась о многообразии съемочной натуры. Высокие горы и постоянно меняющееся море, густые, полные ярких красок леса и фантастические пещеры, каньоны и долины, просторные, безграничные степи, причудливые бухты, роскошно цветущие южные растения в ухоженных парках — и все это на небольшой территории Южного берега. Здесь можно встретить остатки античных полисов, средневековые крепости, замки и мечети, дворцы и виллы. Много лет назад по достоинству оценил неповторимую красоту Южнобережья основоположник российского кинематографа Александр Алексеевич Ханжонков. С его именем связан расцвет «самого массового из всех видов искусств» — кино, выход в свет кинолент начала XX века.
В Россию Ханжонков вернулся в 1920 году из эмиграции по просьбе Луначарского и через год вновь оказался в Крыму. К этому времени по постановлению Совнаркома «О национализации» кинематографическая фабрика акционерного общества «А. А. Ханжонков» стало собственностью Крымской социалистической республики. Все имущество и кинооборудование было свезено на фабрику Ермольева, и на ее базе основано государственное предприятие — Ялтинская киностудия. С этого времени началась новая глава в истории ялтинского кино.
В разное время на Ялтинской киностудии работали его последователи, замечательные мастера советского экрана Александр Роу, Ролан Быков, Иосиф Хейфиц и другие. С Ялтинской киностудией связан дебют известного украинского режиссера Александра Довженко. Работал на кинофабрике в двадцатые годы, тогда она принадлежала Всеукраинскому фотокиноуправлению, поэт Владимир Маяковский. Летом 1926 года он принялся писать сценарии для кино. Из сохранившихся и опубликованных сценариев Маяковского два написаны в Ялте. Первый, названный «Дети», — о жизни ребят в пионерском лагере Артек, второй — для комедийного фильма «Слон и спичка" Артек впервые показал кинозрителям поэт Владимир Маяковский.
К середине 30-х годов мир признал советское кино. Тогда-то и появилась смелая идея создать собственный Голливуд, южную базу советского кинематографа. Инициатором дерзкого проекта был тогдашний начальник Главного управления кинематографии Б.З. Шумяцкий. Работа над новым проектом началась с поиска места для будущего «киногородка», его решили построить в Ялте. Об этом проекте 1936 года много писали в Советском Союзе, в Европе и даже в Америке. Но он так и остался на бумаге. Тем не менее Ялтинская киностудия состоялась, пусть не в голливудском масштабе, и была востребована. В 1963 году она потеряла свою самостоятельность и стала филиалом Киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького. Однако в 1991 году предприятие вновь стало независимым.
В богатой истории Ялтинской киностудии есть киноленты, на которых выросло не одно поколение кинозрителей некогда огромной страны.
Дворцы, колоритные виды позволяли именно здесь снимать романтические экранизации, фантастику и сказки.
Особенно любил Ялту знаменитый "сказочник" Александр Роу. «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса" снимались на ЮБК.
Продолжили "сказочную" тему не менее знаменитые Александр Птушко - «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Алые паруса" и Геннадий Васильев - «Финист – Ясный Сокол», «Пока бьют часы», «Новые приключения капитана Врунгеля», «Чёрный принц» и Леонид Нечаев: «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Питер Пэн».
Своеобразным памятником советскому кинематографу стала шхуна "Эспаньола", вставшая на вечный прикол на ялтинской набережной. Когда-то она ходила по морю под названием «Клим Ворошилов» и был это не пиратский корабль, а рыболовецкая парусно-дизельная шхуна. Фильм «Остров сокровищ» снимал на ялтинской киностудии в здешних местах замечательный режиссер Евгений Фридман в 1970 годы и «Hispaniola» стала первым кораблем в советском кинематографе, переоборудованном специально для киносъёмок. Затем по требованиям к безопасности судов красавица «Хиспаньола» была передана ялтинской киностудией на баланс крымского «Интуриста» и заняла место на набережной.
Нередко сама Ялта становился героем картины. Главным центром притяжения киножизни служит набережная. Первый советский фильм, в котором она предстает во всей красе, - это комедия «Мы с вами где-то встречались» с Аркадием Райкиным (1954 год). Здесь прогуливались герои «Дамы с собачкой» - фильма Иосифа Хейфеца, вышедшего в 1960 году и ставшего дебютом Ии Саввиной.
Сказочный город Лисс из "Алых парусов" снимали в Ялте, масштабные декорации построили прямо на набережной и на Поликуровском холме. Самые популярные из приключенческих и комедийных - " Дети капитана Гранта", "Одиссея капитана Блада", "Сердца трех". В " Кавказской пленнице" Леонида Гайдая в Никитской расселине располагался альпинистский лагерь «спортсменки, комсомолки и красавицы» Нины, часть съемок велась в районе Алупки.
В 1968 году вышли на экран "Новые приключения неуловимых". Ялта по сценарию стала «южным городом», в котором хозяйничали белогвардейцы. Большинство эпизодов, в том числе с погонями и перестрелкой, снимали практически в центре города. Отдыхающие забывали о море и солнце и рассвета дежурили, чтобы занять места там, где проводили съемки.
Не менее узнаваема набережная на колоритных кадрах из "Иван Васильевич меняет профессию". На месте съемок установлен памятник актеру Михаилу Пуговкину.
Уникальные пейзажи ЮБК узнаваемы во многих любимых кинофильмах. Это и фантастические - «Гиперболоид инженера Гарина", «Человек-амфибия", «Туманность Андромеды», «Москва – Кассиопея», «Земля Санникова», «Через тернии к звёздам»…
Помимо уникальных пейзажей привлекают кинематографистов в Ялту и уникальные дворцы, где также снималось немало культовых лент. Один из наиболее востребованных для съемок - Воронцовский дворец. Он наиболее узнаваем в музыкальной комедии "Небесные ласточки".
Многие уголки Ливадийского дворца и парка, запечатленные в фильме "Собака на сене" ( 1977), сохранились неизменными и по сей день: Итальянский дворик, мраморная скамейка, на которой сидела Диана, лестница с химерой, кованые ворота.
Станислав Говорухин снял в Ялте чисто английский детектив "Десять негритят". У замка получился буквально собирательный образ: лестница на скале Дива в Симеизе, вход "Ласточкиного гнезда", основная декорация здания рядом - на Аврориной скале и Шуваловский флигель Воронцовского дворца.
Гостиницу «Ореанда» также не обошли своим вниманием киношники. На набережной перед отелем красавица Рита в исполнении Анны Самохиной знакомилась с героем Валентина Гафта в фильме «Воры в законе». А мафиози Крымов из "Ассы"со своей подругой жил в «Ореанде».
После «Ассы», вышедшей на экраны в 1988 году, канатная дорога на холм Дарсан заработала с нагрузкой, какой не знали там с момента ее запуска в 1967-м: все хотели прокатиться под песню БГ " Город золотой".
Появляется в фильме и гостиница "Россия" ( "Таврида") - зал ресторана, где проходит обед Крымова и лилипутов, а затем Виктор Цой идет по коридору гостиницы «Таврида» устраиваться музыкантом на работу в ресторан. Здесь же звучит первый куплет его, ставшей культовой, песни "Мы ждем перемен".
Для экранизации повести братьев Стругацких "Трудно быть богом" в 1989 году на Поликуровском холме в Ялте выстроили грандиозные декорации - фантастический город Арканар.
Ряд известных картин были сняты в Ялте уже в наше время. В гавани хорошо виден мол с белым маяком. На конце этой искусственной косы просыпается Степа Лиходеев (А. Панкратов-Черный) в телефильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита". А Массандровский парк возле дворца побыл в этом фильме и резиденцией Понтия Пилата, и Гефсиманским садом. В Ялте были созданы многие сцены из фильмов «Водитель для Веры», «Пассажирка», «9 рота» и это далеко не весь список.
С Ялтой связаны имена таких известных режиссеров, как М. Ромм, М. Донской, А. Тарковский, А. Митта, С.Говорухин, Г. Данелия, К. Шахназаров и другие замечательные мастера кино. В недавние времена здесь снимали четвертый сезон сериала "Сваты" - в МДЦ "Артек", на Набережной, на канатной дороге и в подвалах Массандровского винзавода по специальному разрешению. Из съемок в годы после присоединения Крыма к России - культовый фильм "Крым" с военной базой на Ай-Петри и небольшие мини-сериалы, как, например, "Ищу женщину с ребенком".
С 2016 года Ялтинская киностудия находится в государственной собственности, а именно, в собственности Республики Крым. В планах - съемки до 70 фильмов в год, по мнению Никиты Михалкова, председателя Союза кинематографистов России. Ведь солнце, море, пейзажи Ялты, ее дворцы и виллы достойны того, чтобы их видели, помнили и превращали в истинное искусство.