МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Автор:старший научный сотрудник отдела"Культура Ялты  XIX – первой четверти ХХ в." Ольга Копыл.


Павел Иванович Сумароков (1767-1846гг.) – племянник поэта и драматурга А.П. Сумарокова, тоже осенённый литературным даром. Павел Иванович дважды объехал весь Крым и обстоятельно описал свои открытия в трёх книгах: в «Путешествии по всему Крыму и Бессарабии в 1799 г.» и двух частях «Досугов крымского судьи или втором путешествии в Тавриду».

Один из печатных экземпляров книги «Досуги крымского судьи или второе путешествие в Тавриду» 1803-1805 гг. хранится в фондах Ялтинского историко-литературного музея. 

Мы обратимся к истории обоих путешествий, чтобы сравнить и стиль повествования, и суждения автора, увидевшего те же места с разницей в четыре года.

Весной 1799 года тридцатидвухлетний Павел Сумароков, состоявший в чине коллежского советника, предпринял путешествие в Крым «в намерении употребить праздные часы себе на пользу, и через беседу с самим собою найти в странствовании и посреди уединения своего себе упражнение». Длилось путешествие с 24 мая до середины июля 1799 г.

Путь П.И. Сумарокова пролегал так: Перекоп – Акмечеть (Симферополь) – Карасубазар (Белогорск) – Керчь – Еникуль (Еникале) – Арабат – Старый Крым – Акмечеть (Симферополь) – Судак – Кутлак (Весёлое) – Капсихор (Морское) – Кудчук-Юзень (Кучук-Узень, Малореченское) – Алушта – Кучук-Ламбат (Малый Маяк) – Партенит – Урзуф (Гурзуф) – Никита – Яльта (Ялта) – Кюреис (Кореиз) – Мисхор – Алупка – подъем в гору по Сюмейскому выходу (Симеиз-Богаз, Копек-Богаз) – Озунджи (с. Колхозное) – Бейдары (Байдары) – Ахтияр (Севастополь) – разрушенный Херсонес – Георгиевский монастырь (Мыс Фиолент) – Инкерман – Бахчисарай – Дчу-фут-Кале (Чуфут-Кале) – Акмечеть – истоки р. Салгир – Чатырдаг – Кезлов (Евпатория) – Перекоп.

Для каждого посещённого места Павел Иванович составлял яркое описание и находил слово похвалы, обращая его или к прелестному настоящему, или к славному прошлому. Например, скромный в то время Перекоп (в древности – Ор) Сумароков назвал «ключом Тавриды» и пожелал внимательно осмотреть столь важное место.

Увидев у городских стен лишь с десяток мазанок, путешественник поспешил въехать в город. Поскорее проехав укрепления и дома служб, он остановился и понял, что все городские постройки остались у него за спиной. Скромность городка, несопоставимая с важностью места, удивила автора.

На таможне Сумароков узнал о правилах, касающихся торговли и поездок. Для комфортного путешествия надлежало в каждом большом поселении лично представляться татарским старейшинам и просить их содействия, так как текст бумажной подорожной они не разбирали и не брали на веру.

При торговле облагались пошлиной и ввоз, и вывоз товаров, вывоз был дороже и оплачивался только золотой монетой. В Крым везли хлеб, сало, лес, разнообразные турецкие ткани.

Из Крыма вывозили орехи и плоды, балыки и осетров, Бахчисарайские сафьяны, Судажские вина, соль. Товары, произведенные в Крыму, пошлиной не облагались. Сумароков посетил соляные озёра в окрестностях Перекопа и на несколько дней остановился в Акмечети, где угощался превосходной и очень доступной шелковицей (тутовником), которая в других краях считалась деликатесом.

28 мая Павел Иванович приехал в Карасубазар и четыре дня осматривал приятнейшие места города: чайные, сады, фонтаны, мечети, сохранившиеся греческие постройки и еще стоявший ханский дворец.

Посетив юго-запад Крыма, Павел Иванович опробовал на себе и действие сакских грязей, которые оценил так высоко, что порекомендовал для посещения всем болящим. Свою точку зрения он укрепил описанием шести случаев выздоровления после грязевых ванн, с указанием имен излечившихся, их городов и прежних недугов.

Интересным образом рассчитаны расстояния: в Крыму их измеряли не верстами, а часами езды. Час езды по горам равнялся примерно 5 верстам, по равнине – 6,5 верстам. К примеру, от Мисхора до Алупки автор положил 5 вёрст, а между Кореизом и Мисхором по гористой местности – 10 вёрст. По современным дорогам между ними 20 минут пешего пути.

Южный берег Крыма открыл свои сокровища путешественнику. Долину Ялты, которую П.И. Сумароков посетил 13 июня, он нашёл прекраснейшим местом: «Здесь природа себя не пощадила; она хотела блеснуть мастерскою рукою, показать, что искусство есть слабой ея подражатель, и она, кажется, всех созывает сюда дивиться неизчерпаемому ея богатству.

Все придуманные пейзажи суть ничто в сравнении с сими райскими местами (…). В этом – то густом лесу Диана преследовала зверей, и Дрияды обитали. Там Церера увенчанная колосьями предускоряла жатву; Помона вливала вкусные соки в различные плоды (…). Вы воспели бы здесь мирную и простую жизнь прошедших веков, и в оной – то стране вопреки Овидию положили бы прежнее существование Елисейских полей».

В таком приятном тоне составлены все заметки данного периода. Дополняют дневник путешественника краткие сведения о климате края, его флоре и фауне, о ремёслах, составе, достоинствах и недостатках жителей, об обрядах и привычках «крымчаков».

Изданы записки были по совету княгини Варвары Васильевны Голицыной (светская дама, хозяйка литературного салона, прежде – фаворитка князя Г.А. Потёмкина), супруг которой был родственником П.И. Сумарокова. Она же – адресат посвящения в начале книги.

Четыре года спустя, в 1803 году, П.И. Сумароков был неожиданно для себя назначен судьей для решения земельных споров в Крымскую Комиссию. Новое назначение он встретил в смешанных чувствах, но к предстоящему путешествию отнёсся с энтузиазмом.

В путевых записках этого периода заметна разительная перемена: статус адресата значительно выше, – это сам император Александр Павлович (Александр I), запискам придана модная форма дорожных писем, язык архаичен и высок как «Елисаветинский штиль», суждения о людях стали строже, а практичный подход к природным богатствам полуострова почти заменил прежнее восторженное созерцание. Так как на новом месте службы, в Симферополе, П.И. Сумароков провёл более года, он смог объехать и обстоятельно изучить весь Крым и судил о нём вполне здраво и взвешенно.

В первый том «Досугов Крымского судьи» вошло описание следующих мест в порядке их посещения: Перекоп – Акмечеть – Саки – Евпатория – Акмечеть – Бахчисарай – Чуфут-Кале – пещера Кизил-Коба – Севастополь – Балаклава – Херсонес – Инкерман – Севастополь – Акмечеть. Во втором томе описаны: долина Салгира – Байдары – Скелли (Скелё) – Качи-Кальон – Теппе-Кирман (Тепе-Кермен) – Мангуп-Кале – Каролес (Каралёз) – Палат-Гора (Чатырдаг) – Акмечеть – Карасубазар – Старый Крым – Федосия – Керчь – Партенит – Еникале – Форос – Мишатка (Мшатка) – Михалатка (Мухалатка) – Кудчук-Кой (Кучук-Кой) – Кикинеиз (Оползневое) – Лимен (Голубой залив) – Алупка – Мисхор, Куреис (Кореиз) и Гаспара (Гаспра) – Яльта – Никита – Гурзуф – Партенит – Кучук-Ламбат – дорога на Алушту – Кучук-Юзень (Малореченское) – Козы (Солнечная долина) – Отузы (Щебетовка).

В новом томе записок П.И. Сумароков подробно рассказывает о климате различных областей, о сезонах, возможных болезнях, даёт рекомендации о том, где лучше селиться. Полезными местами названы те, где есть постоянное движение воздуха: Перекоп, Арабат, Керчь, Еникале, Кафа, Кезлов. Вредными Сумароков назвал Балаклаву, Инкерман, Карасубазар и Акмечеть.


Кроме того, Сумароков делает предположение о том, почему в столь прекрасном и изобильном краю приезжие часто и опасно болеют. Причинами этого он назвал несоответствие их старых привычек местным условиям и климату, переедание (пресыщение плодами и фруктами) и злоупотребление вином. Предостерегал и от резкого перехода с прогретых приморских земель к прохладным и ветреным горным местностям.

Автор продолжает рассказывать об обычаях местных жителей, о том, как ухаживают они за скотом и полями, каким жизненным путём следуют. Например, жители строго соблюдали запрет на употребление вина и, если бывали обмануты поднесённым напитком, страшно раскаивались.

В полях работали без напряжения, брали то, что природа давала им, не стремясь умножить урожаи. Свободное время проводили за кофе и в беседах, созерцая природу, или в полудрёме. Такой расслабленный образ жизни явно возмущал Павла Ивановича, который умозрительно рассчитал, насколько выгоднее был бы оборот этих земель при их заселении упорными тружениками.

К описаниям уже знакомых поселений добавились новые детали. Некоторые из них приведены ниже.

Выросший новый Ахтияр (Севастополь), по словам Сумарокова, не обременил российской казны, так как камнем и колоннами одолжился у старого оставленного Херсонеса. Для строительства города был заказан в основном лес, все закупки обошлись в сто тысяч рублей. Новый город был нарядным, каменным и считался настоящим русским чудом.

В начале XIX века пещерный Качи-Кальон еще был обитаем. Там жил анахоретом монах, который ухаживал за вновь обретённой христианской часовней в гроте. Он уже пятый год жил, не зажигая огня и питаясь зёрнами пшеницы, которые находил в оставленных жилищах. Попадались ему и чёрные окаменевшие зерна из древних греческих запасов.

В богатой садами и видами Алупке необычным образом были устроены жилые участки: дома ютились под глыбами диабаза, а сады семей продолжались от дома до следующей россыпи камня, ограниченные и укрытые глыбами.

В этом томе Ялта из эллинского полумифического места стала уже реальным приморским посёлком. Павел Иванович приводит здесь историю о нападении турок и гибели российского отряда на исходе войны. Населяют Ялту греки балаклавского батальона, на мысе виднеются скорбные остатки разрушенной церкви св. Иоанна с растущими у стен шиповником и яблоней.

Объезжая земли Тавриды П.И. Сумароков укреплялся в мысли, что для счастья всего довольно на этой земле: «Хочешь ли ты вкушать сладкое в душе чувство? Останься на Салгире. Хочешь ты развеселить себя необыкновенным зрелищем? Перейди в Байдары. Желаешь ли ты встретить великолепие? Явись в окрестности Яльты. Вздумал ли ты предаться мирному унынию? Побывай в Форосе. Наконец, страдаешь ли ты от любви или терпишь иную напасть, то усядься на бреге Чёрного моря и рёв волн разсеит мрачные твои мысли. Одним словом это рай, и кажется всё тут тебе вещает: прийди и умей блаженствовать, но …(…)».

Одним из первых П.И. Сумароков понял, что новообретённый край сочетает в себя достоинства Швейцарии и Италии и является сокровищем России.