МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Ялта в древности и в средневековье

Нашему городу исполнилось 183 года. Но история Ялты началась задолго до того, как она стала городом. С глубокой древности здесь обитали древние племена и народы: тавры, готы,  аланы, византийцы, греки-христиане. Об этом свидетельствуют археологические раскопки и письменные документы.

Многие археологические древности найдены в черте современной Ялты и вокруг нее. В некоторых местах археологи выявляли остатки древних построек, ирригационных сооружений, погребения, фрагменты античной и средневековой керамики. В разное время при строительных работах обнаруживали средневековые плитовые могилы, храмы, гончарные печи, складские помещения с амфорами и клады монет.

. На крохотном участке благодатной ялтинской земли обнаружены осколки культур, свойственных всем основным этапам человеческой истории. Каменные топоры первобытной эпохи находили в центральной части города, в районе речки Водопадной. Кремневый нож листовидной формы был обнаружен при строительстве жилого дома на ул. Кривошты, на глубине 3 м. К эпохе бронзы относится бронзовый топор-кельт, подобранный А.С. Моисеевым в русле реки Яузлар в 1920 г.

Отсюда протягивались нити, связывающие Южнобережье с многочисленными варварскими народами и высокоразвитыми странами и цивилизациями древности. Вспомним, что один из самых известных эллинских мифов троянского цикла об Ифигении в Тавриде повествует о событиях, связанных с этой землей, в которой обитали тавры.

 Пять групп таврских могильников из каменных ящиков, которые упоминались в дореволюционных путеводителях, обнаружены на территории Ялты:  в бывшей деревне Аутка (пос. Чехово), в Мордвиновском саду (долина реки Быстрой), у Симферопольского шоссе, на холме Поликур,  и  на даче Вебера. Они исследовались известными археологами А. С. Уваровым, А. А. Бобринским, Н. И. Лыжиным в 1890 и 1891 годах, но до настоящего времени не сохранились.

С поздними таврами (населением, которое находилось под влиянием Боспорского царства) многие исследователи связывают остатки святилища первых веков н.э. исследованного в 1905 г. А. Л. Бертье-Делагардом в лесу выше Аутки. Там было обнаружено множество монет (ученый определил 1078 экземпляров, чеканенных на Боспоре и в Риме), скопление челюстных костей животных (свиньи и собаки), выявлены лепные статуэтки – «идольчики», а также терракоты с изображением женских божеств. В историю археологии памятник вошел под названием Ялтинского (или Ауткинского) святилища.

В 1960 г. при земляных работах в Ялте была найдена серебряная с позолотой и чернением пряжка первой половины V в. н. э. Язычок пряжки оформлен в виде бородатой мужской головы восточного облика с узкими глазами и короткой бородкой. Круглый щиток украшен гравированным изображением солярной розетки в центре с тремя конскими головами вокруг нее. Подобные украшения, выполненные в скандинавском стиле, были популярны у представителей варварской знати в эпоху Великого переселения народов.

С поздней античности и в раннем средневековье здесь поселились готы и аланы. Южная часть Крыма вошла в состав Византийской империи. Эпоха V–VII вв. оставила множество некрополей с коллективными захоронениями в склепах, два из которых  выявлены в Ялте. Один из них был раскопан А. Л. Бертье-Делагардом на территории собственной усадьбы на улице Аутской. Другой открыт в 1998 г. научным сотрудником ЯИЛМ Н. П. Туровой в урочище Алония, возле ялтинской обводной дороги. Некрополь исследовался в 1998-2002 годах и обогатил коллекцию Ялтинского историко-литературного музея сотнями ценных находок.

В VIII–X вв. на Южнобережье строится множество поселений и гончарных центров, что свидетельствует об экономическом возрождении края. Их остатки – гончарные печи, залежи керамического шлака, бракованной керамики обнаружены на территории Кипарисного (пос. Чехово), Ливадии, Васильевки, Мисхора. Культурный слой выявлен в районе переулка Киевского (возле Дома одежды) в Ялте и ниже Ялтинского роддома.

В различные эпохи люди выбирали места, наиболее подходящие их обычаям, представлениям и жизненному укладу.   Средневековые поселения с храмами располагались в Ущельном, на Киевской улице, в районе автовокзала и молокозавода. В 1960-х гг. там были найдены остатки жилищ, вкопанные в грунт пифосы, обломки амфор, кувшинов, плитовые могилы. Культурный слой со средневековой керамикой обнаружен на склоне холма Дарсан у армянской церкви, а на вершине холма найдена бронзовая византийская пряжка VII в. Храм с надписью 801 г. обследовался на северной окраине Ялты (по дороге в Васильевку) в 1873 г.  Остатки поселения X-XIII вв. обнаружены археологами в 1981 г. на территории бывших усадьбы Мордвиновых и парка санатория Министерства обороны в Теплой балке. Очевидно, многие поселения в свое время имели собственные имена, не сохранившиеся до настоящего времени.

Несколько храмов находилось и в районе Поликуровского холма, где на мысу Святого Иоанна располагалось приморское средневековое поселение и крепость. Греки-византийцы возвели на мысу христианский храм. Позже генуэзцы построили на нем приморский форт, в котором находился генуэзский консул. Именно тогда, на рубеже XIV-XV вв., Ялта обрела свое современное название. При строительстве здания железнодорожных касс в районе порта в 1960-х гг. был обнаружен  клад серебряных татарско-генуэзских монет XIV-XV вв.

В 2010 г. на территории котлована строящейся гостиницы «Бристоль» на ул. Рузвельта экспедицией Крымского филиала Института археологии НАН Украины под руководством С.Г. Бочарова впервые были проведены разведочные археологические исследования средневекового селения, зафиксированы культурные слои XIII-XV вв.

 Возможно, Джалита, упоминаемая в XII в. Идриси, располагалась на Поликуровском холме, а уездный город Ялта, образованный в 1837 году, начал расти у подножия холма, на берегу моря. Прошло время, и поселения различных эпох объединила территория современного города.