"Облетели цветы, догорели огни", памяти поэта С.Я.Надсона к его 160-летнему юбилею
«Я сам себе боюсь признаться,
Что я живу в такой стране,
Где четверть века центрит Надсон,
А я и Мирра — в стороне»
Эти ревнивые строки из «Поэзы вне абонемента» принадлежит «королю поэтов» серебряного века Игорю Северянину. Сейчас ситуация иная: об Игоре Северянине и поэтессе Мирре Лохвицкой упоминания встречаются часто, а о поэте Надсоне – очень редко. При этом очевидно, что он был популярен даже 25 лет спустя после его ухода из жизни.
Семён Яковлевич Надсон прожил короткую жизнь, был широко известен, любим публикой и товарищами по перу, хотя благосклонности критиков не снискал.
Его стихи,по словам критиков, были написаны неидеально гладко, наивно, а вот молодёжь ценила их за то, что они были личными, исповедальными, почти дневниковыми. В них отразились и порыв, и сожаления его современников, он говорил вместе с ними, от их имени. Сочувствие вызывала и судьба поэта, похожая на судьбу романтического героя: он рано потерял мать, жил в нужде, был тяжело болен и слаб, в юности познал радость взаимной любви и пережил гибель возлюбленной, стремился к свободному творчеству вместо службы ради бытового обеспечения.
При этом Семён Надсон был в высшей степени общителен, его так и влекло к людям. Он почти не бывал один, в разговоре был оживлён, весел, игрив легко загорался идеями. Поэзия стала способом продлить, полнее прожить каждое полученное от жизни впечатление. Была близка поэту и музыка: он обожал игру на скрипке и гордился, когда его приглашали сыграть во время праздников и собраний.
Всего пять лет Семён Яковлевич писал для публики: впервые его стихи были напечатаны в «Отечественных записках» в январе 1882 года, а прожил он до конца января 1887 года. Побудил его печататься друг и наставник А.Н. Плещеев.
Произведения Семёна Надсона были сразу замечены читателями, они оказались востребованными, интерес к ним всё рос. Талант Надсона побуждал к творчеству и других людей: на его стихи писали поэтические ответы, перекладывали их на музыку и создавали романсы.
Популярность Надсона стала огромной: вечера, в которых он участвовал, шли с аншлагом. Увы, триумф был омрачён тем, что здоровье поэта резко ухудшилось. По традиции того времени, врачи рекомендовали курортное лечение на юге Франции, куда С.Я. Надсон выехал летом 1885 года. Первые месяцы за границей принесли поэту удовольствие и приток новых впечатлений, но их литературную обработку он оставил до возвращения в Петербург.
«Сын края метелей, туманов и вьюг,
Сын хмурой и бледной природы,
Как пылко, как жадно я рвался на юг,
К вам, мерно шумящие воды!»
При этом здоровье поэта становилось всё хуже, несмотря на ряд медицинских процедур и операций; последний осмотревший поэта доктор дал ему не более месяца жизни. Семён Надсон не хотел, чтобы его жизнь закончилась на чужбине, он решил вернуться на Родину.
Положение своё поэт очень ёмко описывает в письме товарищу по училищу:«Могу похвастаться успехом:Фонд получил чистых 625 руб., а меня молодежь чуть не разорвала в клочки и на руках вынесла на эстраду. Затем я снялся. Затем я поступил фельетонистом в киевскую газету «Заря» и пишу там четыре фельетона в месяц … Вуаля!... Затем я ем каждый день пол-быка и пью 10 стаканов кефиру, - результатов незаметно. Затем пишу множество писем неизвестным мне поклонницам, делающим мне честь выражать свои восторги письменно. Затем мой портрет поместила «Новь», затем мои стихи переведены в «Герольде». Затем на мои слова «Я вновь один» написан романс. Одним словом, я иду в гору и погибаю от чахотки».
В Ялту С.Я. Надсон приехал поздней осенью 1886 года: «Переезд морем сошел благополучно: покачало немного перед самой Ялтой – и вот я на юге, на благословенном юге, как говорят поэты».
Вскоре после приезда он узнал о том,что ему присуждена Пушкинская премия. В ноябре 1886 года Семён Яковлевич снял комнаты на втором этаже дачи Цыбульского в Старом городе (сейчас ул. Бассейная, 24), его лечащим врачом был доктор Ф.Т. Штангеев. Ялтинский врачи надеялись продлить жизнь поэта на полгода.
В середине ноября Семён Надсон составил духовное завещание, оставив всю свою литературную собственность «Обществу для пособия нуждающимся литераторам и ученым» (Литературному Фонду).
Семён Яковлевич Надсон скончался 19 января (ст.стиль) 1887 года в Ялте, его отпели в Иоанно-Златоустовском соборе на Поликуровском холме, а после тело поэта было перевезено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище, по соседству с могилами известных поэтов и критиков.
На смерть Надсона откликнулось множество поэтов, было написано и прочитано множество посвящений ушедшему. Первое опубликованное стихотворение будущего лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Алексеевича Бунина называлось «Над могилой С.Я. Надсона», оно было опубликовано в журнале в 1887 году.
Ялта тоже чувствовала себя обязанной памяти поэта, к тому же в городу стремился поток поклонников его творчества. Они прогуливались по тем же местам, навещали дом, где он прожил последние месяцы, приносили к нему цветы, самые отчаянные снимали те же комнаты, в которых он жил. Посетила этот дом и посвятила ему стихотворение поэтесса Леся Украинка.
Три десятка лет память о Надсоне в Ялте сохранялась: в дни его юбилеев выходили статьи в ялтинской газете, проводились творческие вечера. Дом продолжал сдаваться внаём, и только в 1913 году на нём появилась памятная табличка по инициативе и на средства журналиста Д.Д. Языкова, редактора-издателя газеты «Вестник Юга». Пятидесятилетие со дня рождения поэта отметила природа: к этому дню зацвели магнолии во дворе дома, что крайне редко бывает зимой. Об этом писал «Одесский листок».
В фондах Ялтинского историко-литературного музея хранится программа вечера, посвященного памяти С.Я. Надсона. Вечер, организованный художественно-артистическим кружком, состоялся 3 февраля 1917 года в зале Александровской мужской гимназии. Открыл вечер А.Ф. Солохин с докладом «Певец тревоги юных сил». Активными участниками были супруги драматург С.А. Найденов и актриса И.И. Мальская: он прочел доклад о влиянии Надсона, она исполнила мелодекламацию «Олаф и Эстерильда». Декламировали популярные стихи Надсона, такие как «Грёзы», «Умерла моя муза», «Закралась в угол мой тайком».
После событий 1917 года имя и творчество С.Я. Надсона стали забываться. Сейчас имя поэта практически не знакомо широкой публике.
В наши дни дом на Бассейной, где жил Надсон, существует и используется как жилой. На фасаде дома укреплена обновленная мемориальная табличкас текстом вышеупомянутого стихотворения Леси Украинки «Надсонова домiвка в Ялтi»,не обходят вниманием это место и историю поэта городские экскурсоводы. А некоторые гости города узнают о поэте Надсоне в нашем музее на Екатерининской 8а, где его история представлена в экспозиции литературной гостиной.