МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Сведения о жизни композитора приходиться собирать буквально по крупицам. Известно, что родился он в 1872 году в Петербурге, кем были его родители пока остается тайной. Фамилию «Амани» мальчик получил от приемного отца, почетного гражданина Санкт-Петербурга, купца Николая Ивановича Амани. Будучи бездетным в первом браке, Николай Иванович, в 1878 году усыновил мальчика, дав ему свою фамилию и отчество.

Николай окончил одну из столичных классических гимназий. Музыкальное дарование обнаружил рано, выступив в концерте в качестве пианиста уже в 11-летнем возрасте. Сначала брал уроки фортепиано у Николая Дубасова, в 1890 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс профессора Штейна, занимаясь в то же время в классе гармонии профессора А. Лядова. Тремя годами позже серьезно увлекся композицией и поступил в класс профессора Н. Римского-Корсакова.

В 1900 году Н. Амани окончил консерваторию, еще ранее получив премию, как композитор, на конкурсе Санкт-Петербургского Общества камерной музыки за свое смычковое трио (D-moll).

Ввиду недостатка средств для жизни, приходилось давать уроки. Некоторое время одним из его учеников был сын известного ялтинского доктора В.Н. Дмитриева, Борис. «У меня, - напишет он позже в своих воспоминаниях, - за все мое учебное время переменилось большое количество учителей музыки и в Ялте, и в Киеве. Периоды болезни меняли их. Каждая новая начинала «с начала» - с постановки руки. Эта постановка у каждой была своя. Это тормозило мое продвижение вперед. В Петербурге был приглашен Амани – будущий композитор, а тогда – ученик Консерватории. Это был единственный учитель, который, как мне кажется, давал мне то, что нужно. Не упирая на «постановки руки», он давал мне много пьес для изучения. Занимался со мной и теорией, задавал задачи разрешения аккордов и писал ноты на заданные темы».

Уроки, которые ему приходилось давать, и усиленные занятия в консерватории, особенно в последний год, когда он писал экзаменационную кантату «Рай и Пери», расшатали его и без того слабый, предрасположенный к чахотке организм. В надежде восстановиться Амани отправился в Италию. Здесь композитора приняли радушно, фирма «Рикорди» (Милан) даже издала три его фортепианные пьесы, но жаркий климат только ухудшил здоровье.

Материальное положение Н. Амани всегда было тяжелым. Если бы не помощь мецената М.П. Беляева, издававшего его произведения, оно было бы совсем невыносимым. Музыка Амани исполнялась в симфонических и камерных концертах в Петербурге, Москве и других городах России и всегда с успехом. В 1902 году Николай Амани вынужден был поселиться в Ялте. Комнату снял в доме Г.Ф. Ярцева на Гимназической улице (ныне ул. Войкова, 9).

Скрашивали жизнь композитора вечера на знаменитом балконе дома Ярцева, где наверняка Амани исполнял свой произведения и поддержка А.А. Спендиарова, друга с консерваторских времен. Александр Афанасьевич оркестровал три пьесы Амани, они были исполнены в феврале 1904 года в Петербурге в Русском симфоническом концерте, дирижировал А. Спендиаров. Автор приехать в столицу уже не мог. «Не медлите с известиями и пришлите афишку и рецензии, хотя бы ругательные», - писал он другу. Спендиаров вернулся в Ялту в начале марта, и с радостным известием поспешил в «музыкальный клуб», как называли ялтинцы нотный магазин Ю. Пфайфера на набережной. Амани был там, совсем больной, бледный в неизменной красной феске. Сообщить беспомощному другу весть об успехе его пьес было большой радостью для Спендиарова.

Пройдет несколько месяцев и симфонический оркестр лейб-гвардии Преображенского полка, игравший в городском саду, исполнит эти пьесы специально для автора.

Были в его ялтинской жизни и другие радостные моменты: премия за хор а capella: «Клонит к лени» от Московского Русского Хорового Общества в 1903 году, приезд композитора А.С. Аренского. На память о встрече Аренский и Амани снялись на фото. На паспарту чьей-то рукой написана дата: «1 августа 1904 года». Фотография эта представлена в экспозиции «Страницы культурной жизни Ялты, Южнобережья конца ХIХ – нач. ХХ в.» Ялтинского историко-литературного музея.

В доме на Гимназической Амани написал юбилейную кантату в честь Михаила Глинки, исполненную в Ялте, но уже после смерти композитора.

Николая Амани не стало 21 (ст.ст.) сентября 1904 года. Отпевали композитора в соборе Александра Невского, похоронили на Иоанно-Златоустовском кладбище (ныне Поликуровский мемориал).

В день похорон композитора и пианиста Николая Николаевича Амани, симфоническим оркестром города, в городском саду была исполнена его последняя увертюра.

Хочется согласиться с Борисом Владимировичем Дмитриевым: «Написано им было немного, но талантливо… По-моему, в лице Амани русская музыка потеряла крупного композитора».