Выставка "Ялта... Через века!" : Набережная – главная улица Ялты
Набережная – главная улица Ялты
Ялта - морской город, и главная улица находится не в городском центре, а у самого моря. Набережная – главная улица Нового города, начало которой было положено в 1874 году. Она застраивалась домами «благородной наружности», планы фасадов которых утверждала городская управа.
В начале ХХ века на набережной была сосредоточен вся жизнь: гостиницы, магазины, рестораны, кафе, фотоателье, парикмахерские, редакции газет, библиотека, городской сад, театр, Горный клуб, музей и даже метеостанция. Здесь можно было увидеть самых знаменитых писателей и артистов, столичных франтов и франтих в роскошных нарядах. Сновали разносчики газет, продавцы цветов, фруктов, крымских сувениров, комиссионеры гостиниц, чистильщики обуви...
Но так было не всегда. Когда-то это была пыльная почтовая дорога. Первые дома на нынешней набережной появились в 70 – 80-е годы ХIХ века. В середине 80 гг. ХIХ века Ялтинское городское управление решает превратить набережную в бульвар с цветниками и красивыми деревьями, спусками к морю, беседками и скамейками.
Первым значительным зданием, построенным на набережной, была гостиница «Россия». Построенная в 1875 году с использованием всех последних достижений техники и гигиены, она стала самой роскошной и комфортабельной гостиницей Ялты. Позже здесь было устроено первое в Ялте электрическое освещение. Гостиница располагала концертным залом и салоном, читальней, бильярдной. Балконы, внутренний итальянский дворик, зимний сад – всё первоклассное. При гостинице работал ресторан, а в саду или на террасе играл струнный оркестр. В конце XIX века перед зданием гостиницы были возведены торговые ряды с выходом на набережную, разбит сквер.
Набережная берет свое начало от порта. Ялтинский порт перестраивался несколько раз. В 1886 году по указанию Императора Александра III разрабатывается новый проект на строительство мощного каменного мола, способного противостоять напору грозным волнам Чёрного моря, и каботажной набережной. Автором проекта стал главный инженер Новороссийских коммерческих портов, тайный советник М.А. Лишин. Руководили строительством инженеры С.И. Руденко и известный историк, нумизмат, инженер А.Л. Бертье-Делагард. Первая очередь строительства завершилась в 1890 году, полностью работы были завершены в ноябре 1902 года. В 1908 году южную оконечность мола украсила сборная металлическая башня маяка.
Ялтинский мол берет начало у мыса святого Иоанна и, вдаваясь в море, образует удобную гавань. Сюда прибывали пароходы с пассажирами и различными грузами, приходила почта. Второй ярус мола, обрамленный чугунными перилами, был любимым местом прогулок. Сюда приходили встречать пароходы, полюбоваться красотой гавани, узнать последние столичные новости от приезжих или отправить письмо - так было быстрее.
Строительство мола длиной 576 м обошлось казне в 1,5 млн. рублей. Множество сильнейших штормов выдержало это сооружение более чем за столетие, получив лишь частичные повреждения.
Любимым местом для прогулок на набережной был городской сад. Ялтинский городской сад конца ХIХ века был одним из основных центров культурной жизни города. В нем размещались театр и курзал, где ставились спектакли, устраивали балы и маскарады, семейно-музыкальные вечера. В городском саду организовывались лотереи-аллегри и всевозможные выставки, летом по вечерам играл оркестр.
По соглашению с Ялтинской городской управой комиссия по управлению городским садом постановила цену за городовой билет - 8 руб., с членов семьи - 3 руб. В дни торжеств каждый должен приплачивать по 50 коп. Дети лиц, имеющих билет, за вход в сад не платят. Разовый билет в дни, когда играет музыка - 50 коп.
Территория городского сада формировалась на протяжении 20 лет с 1882 по 1902 год. Он был одним из любимых мест для прогулок.