МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Ровно 150 лет назад в мае 1872 года в Петербурге в семье профессора криминалистики, известного издателя журнала "Судебный вестник" Александра Владимировича Лохвицкого родилась дочь Надежда. В будущем девочке суждено было стать писательницей, первой русской юмористкой начала XX века, известной под псевдонимом Тэффи, чьи произведения с интересом станут читать император Николай II и вождь мирового пролетариата В.И. Ленин.

Вокруг ее имени много слухов, домыслов, предположений. Даже день рождения существует в нескольких вариантах: 6, 9, 24 мая и это при том, что в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга обнаружена и опубликована запись в метрической книге Сергиевского всей артиллерии собора (фонд Петроградской духовной консистории), из которой следует, что Надежда, дочь действительного статского советника Александра Владимировича Лохвицкого и его законной жены Варвары Александровны, родилась 26 апреля и была крещена 11 мая 1872 года. Даты в Метрических книгах, как известно, писались по старому стилю, день рождения Надежды - 26 апреля – сегодня – это 8 мая.

Детство и юность будущей писательницы прошли в Санкт-Петербурге, там же, в гимназии на Литейном проспекте она получала образование. Мать (урожденная де Уайе) была обрусевшей француженкой, хорошо знала русскую и западноевропейскую литературу, поэзию. Тэффи вспоминала, что детей воспитывали в семье по-старинному, давали развиться индивидуальности, но ничего особенного от них не требовали. Так в семье Лохвицких выросли два литературных дарования – старшая сестра Мария, которая взяла псевдоним Мирра и стала известной поэтессой, «русской Сафо», как ее впоследствии называли, и Тэффи. Брат Николай избрал военную карьеру, стал генералом, был соратником Колчака.

Литературой Тэффи начала увлекаться еще в детстве. Ее любимыми авторами были Пушкин, Толстой, к которому она даже ездила в Хамовники с просьбой «не убивать» князя Болконского, зачитывалась она Достоевским, Тургеневым, Бальмонтом.

По семейной традиции сестры решили вступать в литературу по старшинству, не одновременно, чтобы избежать зависти и творческой конкуренции. Выстраивая такие планы на будущее, девочки-подростки едва ли полагали, что так и произойдет в действительности.

Первыми увидели свет стихи Марии, в это время Надежда тоже занялась литературным творчеством, но в печати ее произведения появятся гораздо позже, а полноценная литературная деятельность начнется только после ранней смерти сестры в 1905 году.

Надежда Лохвицкая рано вышла замуж за некоего Владислава Бучинского, недобрые языки шептали, что любви в этом браке не было. Ее первая дочь появилась на свет в 1892 году. Вскоре после рождения ребенка семья переехала жить в имение под Могилевом. К 1900 году у Бучинских уже трое детей - родились дочь Елена и сын Янек.

Вскоре Надежда Александровна разошлась с мужем и, оставив ему детей, уехала в Санкт-Петербург. С тех пор началась ее литературная деятельность. Ее дебют состоялся в 1901 году в журнале «Север», на страницах которого появилось стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный…», подписанное именем «Надежда Лохвицкая». Только через три года писательница начала печататься систематически и публиковать свои фельетоны в «Биржевых ведомостях». В 1905 году в «Ежемесячных литературных и популярно-научных приложениях к журналу „Нива“» был напечатан ее первый рассказ «Рубин принцессы».

Впервые Надежда Лохвицкая подписалась псевдонимом Тэффи в 1907 году. С присущим ей юмором, она признавалась, что не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё» и связывала его происхождение с домашним прозвищем слуги Степана-Стеффи, который был ни то ни се.

Ее произведения имели небывалую популярность во времена дореволюционной России, чем даже обусловили появление конфет и духов под названием «Тэффи». Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.

С работой в «Сатириконе», возникшем в 1908 году из юмористического еженедельника «Стрекоза», связан новый творческий взлет Тэффи. В отличие от других сатириконцев (А. Аверченко, Вл. Азова, А. Бухова, О. Дымова, О. Д'Ора), произведения которых были полны фантазии, гипербол, преувеличений, Тэффи всегда стремилась к максимальной жизненности, находила смешное в обыденном и потому обладала репутацией проницательного, доброго и ироничного писателя.

            В конце 1918 года, после закрытия «Сатирикона» Тэффи уехала в Киев с известным писателем-сатириком А. Аверченко для публичных выступлений. Данный отъезд вылился в полуторагодичные мытарства по югу России (Новороссийск, Одесса, Екатеринодар). В конечном итоге осенью 1919 она была уже в Париже, а в феврале 1920 в парижском литературном журнале появились два её стихотворения, в апреле она организовала литературный салон.

Позже, в 1931 году, писательница в своей автобиографии-мемуарах воссоздала маршрут своих путешествий тех лет и не скрывала надежду и чаяния на скорейшее возвращение на Родину, в Петербург. После эмиграции во Францию в творчестве Тэффи ощутимо усиливаются печальные и даже трагические нотки. Все мысли ее только о России, и о том поколении людей, которые вынуждены жить во времена революции. Любовь, смирение и просветленность - основные интонации ее последних работ.

Во времена оккупации и Второй мировой войны Тэффи находилась в Париже, так и не покинув его. Иногда она выступала с чтением своих рассказов для русских эмигрантов, которых становилось все меньше и меньше от года к году. После войны основным видом деятельности Тэффи были мемуарные очерки о своих современниках.

Тэффи умерла 6 октября 1952 года в Париже, спустя два дня её похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Всего до эмиграции писательница опубликовала 16 сборников, а за всю жизнь – более 30. Кроме того, Тэффи написала и перевела несколько пьес. Её первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена петербургским Малым театром.

Тэффи наряду с А. Аверченко, И. Буниным и другими яркими представителями русской эмиграции оставила значительное литературное наследие. Ее произведения, веселые и грустные, всегда остроумны и беззлобны, наполнены любовью к персонажам, пониманием человеческих слабостей, состраданием к бедам простых людей. Наградой за это стала народная любовь к Тэффи и титул «королевы смеха».

Мы не знаем бывала ли Н.А. Тэффи в Ялте, но сохранились ее письма, адресованные композитору Александру Афанасьевичу Спендиарову, проживавшему в нашем городе в собственном доме на улице Екатерининской. Что связывало этих людей?

С 1904 года Спендиаров работал над оперой на сюжет легенды об Ара Прекрасном и Семирамиде. Тэффи взялась составить либретто по своей легенде «Полдень Зохары» (также на сюжет об Ара Прекрасном и Семирамиде). Ряд писем Тэффи и даже один из вариантов написанного ею либретто хранятся в архиве композитора. Очевидно, неудовлетворенный либретто, Спендиаров прервал работу над оперой, успев написать только арию Семирамиды перед алтарем богини Иштар (1909) и песню рабыни Зебиба (1910). Хочется верить, что однажды найдется свидетельство их личной встречи в Ялте.