«Писал я скоро, без помарок...» к 155-летию со дня рождения В.И. Ребикова
«Писал я скоро, без помарок, без исправлений, начисто» писал о себе композитор, пианист, педагог, музыкальный писатель и общественный деятель Владимир Иванович Ребиков, родившийся 31 мая 1866 года в Красноярске и умерший в Ялте в августе 1920.
За свою недолгую – 54 года – жизнь он многое успел совершить: преподавал музыку в Москве, Киеве, Одессе. Живя в Кишиневе, добился открытия там отделения Императорского Русского Музыкального Общества и организовал музыкальную школу. Ребиков стал инициатором и организатором первого в истории русской музыки официального творческого объединения – «Общество русских композиторов».
Творческое наследие В.И. Ребикова включает в себя не только музыкальные произведения, но и методические пособия по оркестровке, ряд статей по проблемам музыкального искусства.
Музыкальное наследие композитора впечатляет количеством и разнообразием: десять опер, к четырем из них он сам написал либретто, два балета, около трех десятков фортепианных циклов, в том числе и для детей. К этому следует добавить большое количество вокальных произведений, написанных, как правило, на стихи известных поэтов. Обращался Ребиков к хоровой, и к духовной музыке.
Первое десятилетие ХХ века – пик взлета композиторской и артистической деятельности В. Ребикова. Он успешно выступал во многих городах России и за границей. На русских и зарубежных сценах ставились и исполнялись его лучшие произведения, о нем писали газеты и журналы, но постепенно слава Ребикова угасла, и сегодня его вряд ли можно назвать известным композитором.
В поисках здоровья и покоя в 1909 году он побывал в Феодосии, где в годы его детства у родителей была дача, но вскоре уехал. В ноябре 1910 года поселился в Ялте, которую не покидал до конца жизни. За десять лет прожитых в нашем городе несколько раз пришлось менять квартиру.
Вначале остановился в доме Е.В. Андреевой на Набережной по соседству с гостиницей «Мариино» (сохранился, ул. Набережная им В.И. Ленина, 19). В комнате с видом на море композитор сочинил пьесу «Женщина с кинжалом», для которой сам же написал текст.
Неизвестно, по какой причине Владимир Иванович решил сменить жилье, но спустя месяц он уже квартирует в роскошном трехэтажном доме провизора М.И. Гофшнейдера в Черноморском переулке (сохранился, пер. Черноморский, 6). На дворе стоял конец декабря 1910 года. Как однажды отметил И. Бунин: «В Ялте зимнею порой только море…», в летнем театре не проходят концерты, в соседнем городском саду по вечерам не играет оркестр, здесь, в центре города, было тихо и очень спокойно, зато работалось прекрасно. В январе уже написана «Альфа и Омега» – заключительная часть музыкально-драматической трилогии «Драма духа». Ею очень заинтересовался Федор Шаляпин, он даже выразил желание исполнить партию Люцифера.
Переезд композитора в Ялту не остался незамеченным. В канун Нового года горожане попросили Ребикова сыграть в театре оперу «Ёлка», самое известное из его произведений, с демонстрацией проекционных картин, он согласился, и с тех пор в Ялте стало традицией исполнять эту оперу перед Новым годом. Произведения Ребикова звучали в Ялте часто, и не только в новогодние дни.
Газета «Ялтинский вестник» в июле 1913 года писала «Во вчерашнем концерте оркестра Преображенского полка были исполнены произведения В.И. Ребикова «Осенние листья» и (впервые) «Иммортели». Последняя пьеса по своей задушевности и изяществу производит так же, как и первая, глубокое впечатление. «Иммортели» посвящены оркестру Преображенского полка. Исполнены обе пьесы прекрасно.»
И хотя активно общественной деятельностью композитор не занимался, имя его часто мелькало на страницах «Руссой Ривьеры». В декабре 1915 года о нем писали дважды. В начале месяца сообщалось, что «В. Ребиков, живущий сейчас в Ялте, по окончании войны покидает Россию и окончательно переселяется в Париж. Сейчас композитор приступает к сочинению новой музыкальной драмы, а также пишет ряд ритмо-декламаций и романсов». Чуть позже из того же источника узнаем, что Владимир Иванович «получил предложение от комитета, организованного в Лондоне общества, «Английских друзей русского искусства» принять участие в этом обществе. В задачу общества входят: ознакомление англичан и пропаганда среди английского общества произведений русской музыки, живописи и литературы. В.А.Ребиков ответил согласием работать в этом обществе». Мы не знаем, успел ли композитор поработать на ниве пропаганды русской культуры в Англии, но точно известно, что в Париж он не уехал.
Ребиков продолжал жить в Ялте. С Черноморского переулка переехал на ул. Бульварную, в дом братьев Фольтовых, где занял квартиру №3 (сохранился, ул. Рузвельта, 4). Здесь в августе 1914 года он открыл «Студию музыки композитора В.И. Ребикова». В студии обучали игре на рояле, композиции, музыковедению и теории музыки.
В 1915 году Ребиков вновь меняет адрес и по февраль 1917 года живет в доходном доме купца А. Зильбершера на Кутузовской улице (сохранился, ул. Свердлова). Второго февраля 1917 года всезнающая «Русская Ривьера» поделилась новостью, что В.И. Ребиков закончил оперу «Дворянское гнездо» и она принята к постановке в Московской опере Зимина и пройдет под личным руководством автора. Состоялась ли эта постановка исследователям творчества В. Ребикова еще предстоит установить.
Лихолетье Гражданской войны не обошло стороной композитора. Мы не знаем его политических взглядов и пристрастий, у него была одна страсть – музыка, но в 1917 году он создал гимн Революции, а в январе 1918 – пятиактную в стихах трагедию «Антихрист». Именно об этой работе он скажет позже: «Писал я скоро, без помарок, без исправлений, начисто. Мистерию от 8 января по 12 января – 5 актов в пять дней! Писал при обстановке исключительной. Под окном шел бой… Из окна я видел миноносец. На стене комнаты отражался огонь выстрела, и затем стены дрожали от залпа орудий…».
До окончания Гражданской войны потомственный почетный гражданин Владимир Иванович Ребиков не дожил. Его жизнь оборвалась 17 августа 1920 года от кровоизлияния в мозг. Похоронили композитора на Аутском кладбище, до наших дней не сохранившемся. В Крыму в это время стояла Русская Армия под командованием генерал-лейтенанта барона П.Н. Врангеля. В обстановке тогдашних событий смерть его за пределами Ялты осталась незамеченной.
В Ялте же 3 сентября был устроен вечер памяти Ребикова – концерт из произведений композитора. Доход с концерта пошел на сооружение ограды и памятника-креста на могиле.
На заседании городской думы, состоявшемся 21 октября 1920 г. под председательством графа П.Н. Апраксина было предложено: «Почтить память покойного композитора В.И. Ребикова, ассигновав 200 000 руб. на сооружение памятника, переименовать Чукурларскую улицу в Ребиковскую и прибить мраморную доску к дому, где скончался композитор».
Граф Апраксин подчеркнул, что на Западе таланты чтить умеют и поощряют их при жизни, у нас же, к великому сожалению и стыду, они порой не встречают даже простого уважения. Городской голова И.И. Иванов уточнил, что под памятником подразумевается сооружение креста и ограды на могиле, поскольку любое другое надгробие под силу только людям с большими средствами. Эти благородные намерения вряд ли были выполнены – до установления Советской власти оставалось меньше месяца.
На дальнейшую судьбу музыкального наследия В.И. Ребикова проливает свет исследователь из Симферополя Н.Н. Козлова. Ей удалось обнаружить в Государственном Архиве Республики Крым документы, согласно которым архив композитора оказался у его вдовы Полины Сергеевны Плещёвой, музыковеда, преподавателя музыки. Благодаря ее участию и хлопотам в январе 1922 года решением президиума горсовета Ялты был создан мемориальный Дом-музей композитора В.И. Ребикова. Его хранительницей стала П.С. Плещёва. В документах нет информации о самом музее, указано лишь, что он занимает три комнаты. Остается открытым вопрос об адресе музея одни исследователи утверждают, что он располагался на улице Коммунаров, 14, другие – на Чукурларской, 14. К 1922 году улица Чукурларская уже переименована, но не в Ребиковскую, а в Композиторскую. Сначала мемориальный Дом-музей композитора Ребикова находился под охраной ОХРИСа, но уже в1926 г. в Народный комиссариат просвещения поступило заявление П.С. Плещёвой о попытке изъятия части жилплощади, включая комнатку в 14,5 кв. м., в которой работал и умер композитор.
С помощью московских друзей-композиторов в этот раз вдове удалось сохранить музей, они же помогли восстановить его после значительных повреждений во время землетрясения 1927 года. Однако, в январе 1930 года П.С. Плещёву на основании статьи 14п «б» (нетрудовой доход: сдача в аренду меблированных комнат) объявили «лишенкой», т.е. лишенной избирательных прав. В одночасье Полина Сергеевна лоишилась работы, а в декабре 1930 года и дома, который перешел в собственность куртреста. Часть архива мужа ей с большим трудом удалось передать в московский музей музыкальных наук, сама вынуждена была скитаться по углам. Последний ее приют: ул. Балаклавская, 2.
В 1933 году П.С. Плещёва была восстановлена в правах, однако, ее дальнейшая судьба, равно как и участь большей части архива Ребикова неизвестны.
Сложилось так, что дома №14 на Чукурларской и Коммунаров, в одном из которых жил и скончался композитор не сохранились, стерта с лица земли его могила, давным-давно закрыт музей, но Ялта вправе гордиться им и оставить о нем память подрастающему поколению.