МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Сегодня исполняется 180 лет со дня рождения Екатерины Федоровны Юнге (в девичестве графини Толстой) - художницы, мемуариста и преподавателя. Письменных свидетельств о пребывании Е.Ф. Юнге в Ялте не обнаружены, но  работы художницы («Ялта», «Набережная Ялты» и «Дом Анастасьевых в Магараче») позволяют предположить, что она была частым гостем ЮБК с начала 1880-х годов.

Екатерина Юнге родилась в Санкт-Петербурге 24 ноября 1843 года. Ее отец, Федор Петрович Толстой (1783-1873) русский живописец, скульптор, художник медальер, вице-президент Императорской Академии художеств, тайный советник. По словам современников: «Дом графа Ф.П. Толстого, самый воздух которого, кажется, был пропитан влечением к искусству, был постоянно высшей школой для молодых художников, имевших счастье бывать в кругу ученых, литераторов, опытных художников, поэтов, музыкантов и певцов, собиравшихся у Федора Петровича по воскресеньям». Ф. Толстой участвовал в освобождении Т.Г. Шевченко от крепостной зависимости, по его ходатайству последнего освободили от военной службы, разрешили проживать в столице и посещать классы Академии художеств. Позже, в знак благодарности, Тарас Григорьевич напишет портрет своего заступника.

 С детства в доме отца Екатерина видела многих замечательных деятелей науки, культуры, практически всех русских писателей той эпохи.

Ее старшая сестра - писательница Мария Федоровна Каменская, романист, публицист и поэт Алексей Константинович Толстой приходился Екатерине Федоровне двоюродным братом, а великий писатель Лев Николаевич – троюродным.     Будущая художница получила прекрасное домашнее образование. Живописи училась у отца. В России вплоть до ХХ века самые разные факторы надежно ограждали «большое искусство» от женщин-художниц, поэтому не удивительно, что, что нам известно небольшое количество женских имен в искусстве. В Х1Х веке творчески одаренные женщины могли получить профессиональные навыки лишь у близких им мужчин - отцов, братьев, мужей.

В конце 1830-х-начале1840-х годов у женщин появилась возможность получить художественное образование при Императорском обществе поощрения художеств.   Кроме того, в больших городах начали открываться рисовальные классы для девочек, что стало первым этапом на пути к профессиональному художественному образованию для женщин России.

Большое впечатление на будущую художницу произвело событие, о котором позже она упомянет в своих воспоминаниях: «10 октября 1854 года праздновался в Академии пятидесятилетний юбилей моего отца. Кроме чествования отца, на этом акте должно было иметь место событие, также очень интересовавшее меня: в первый раз в моей жизни женщина (Сухово-Кобылина) получила медаль от Академии. Хотя я ещё в то время ничего не слыхала о “женском вопросе”, но инстинктивно была довольна, что женщина удостоилась такой чести.» (Клементьева Е.Б. Жизнь и творчество С.В. Сухово-Кобылиной в воспоминаниях современников

Основной областью творчества Е. Юнге стали пейзажи и портреты. Они регулярно появлялись на выставках «Общества русских акварелистов». В 1878 году Екатерина Федоровна была награждена малой серебряной медалью «за хорошие […]  в живописи познания». Е. Юнге была одной из первых женщин-живописцев педагогов, получивших известность не только в России, но и за рубежом, медалистка Всероссийской и Парижской всемирной выставок. В те годы такое было редкостью, и не случайно перу Е.Ф. Юнге принадлежит исследование «Русские женщины в искусстве». Екатерина Федоровна основатель и руководитель народной рисовальной школы в Киеве, а живя в Москве преподавала в Строгановском училище.

 В 1885 году она стала почетным вольным общником Академии художеств.

Императорская Академия художеств (ИАХ) присуждала звание «почетный вольный общник» в ХYIII и Х1Х веках за выдающиеся заслуги в области искусства художникам, скульпторам, архитекторам и граверам, историкам и теоретикам искусства, художественным критикам и коллекционерам, как российским, так и зарубежным.  Звание, как правило, присваивалось тем, кто в силу определенных причин не мог быть удостоен звания профессора или академика, а Академия все же желала отметить их заслуги. За все время существования этого звания им было удостоено чуть более 400 человек. Из тех художников, работы которых представлены в экспозиции «Страницы культурной жизни Ялты, Южнобережья конца XIX - начала ХХ в.», «почетными вольными общниками» были Е.Ф. Юнге и Ф.А. Васильев. Это звание носило чисто почетный характер, никаких льгот и прав оно не давало.

В царствование Александра П Екатерина Федоровна держала либеральный салон и поддерживала дружбу со многими видными художниками и литераторами того времени. Во время европейского путешествия летом 1861 года побывала у Герцена и Огарева в Лондоне. Она много лет переписывалась со своим троюродным братом, Л.Н. Толстым, часто гостила у него и даже помогала с поиском материала об особенностях характера императора Николая П для повести «Хаджи Мурат». Е. Юнге лично знала Т. Шевченко, художников В. Поленова, Н. Ге и др., переписывалась с Ф. Достоевским.

Крым вошел в жизнь Екатерины Федоровны в 1878 году, когда ее муж Э.А. Юнге купил большой участок земли (1173 десятин) в Коктебельской долине.

Эдуард Андреевич Юнге (1833-1898) ученый-офтальмолог, академик. Родом из курляндских немцев, лютеранин. В 1860 году (ученому 27 лет) он получил степень доктора медицины и должность Экстраординарного профессора Московского университета, а вскоре Ординарного профессора Императорской Медико-хирургической Академии в Петербурге.  В 1872 году утвержден в звании Академика. Юнге был одновременно практиком, ученым, педагогом.

 В самом начале карьеры сразу после окончания университета Юнге отправился в Германию совершенствовать знания, слушал Гельмгольца, Грефе, Вирхова. Практиковался в странах Северной Африки. В одежде бедуина под видом мусульманского целителя прошел пешком от Каира до Марокко, осматривая и исцеляя тысячи больных трахомой. В знак благодарности тунисский бей пожаловал Юнге орден Нишана 3-й степени.  Позже в качестве врача-офтальмолога несколько раз был командирован в действующую армию: вначале на Кавказ, затем участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Э. Юнге был кавалером орденов Белого Орла, Св. Анны 1-, 2-й степени, Св. Станислава 1-й, 2- степени, Св. Владимира 2-й, 3-й степени, имел Знак общества Красного Креста и Золотую Демидовскую медаль.

В 1863 году, уже будучи профессором и занимая выдающееся положение в Европе среди офтальмологов, Э. Юнге женился на графине Е.Ф. Толстой. У супругов было четверо сыновей: Владимир (1864-1902). Федор (1866-1927). Александр (1872-1921), Сергей (1879-1902).

Отпуск 1878 года Эдуард Андреевич проводил в Феодосии. Во время одной из прогулок верхом, он оказался в Коктебельской долине и, пораженный ее сходством с Аликанте, виденной им в Испании, решил основать здесь имение. Договорился с местным инженером, что тот будет постепенно скупать для него землю вдоль берега моря.

 Семья Юнге стояла у истоков крымского курорта Коктебель и литературно-художественного центра на Восточном побережье Крыма.

Вот, что пишет об этом жена Максимилиана Волошина, мать которого - очень энергичная и эксцентричная женщина, поселилась в будущем поселке первой: «Он купил эту суровую землю у разорившихся татар за 12 тысяч рублей, рассчитывая обжить и культивировать ее. Однако на это у Юнге не хватило ни сил, ни средств (он был женат, между прочим, на дочери художника-медальера Федора Толстого). И в «Московских ведомостях» поместил объявление о том, что в районе Феодосии, в «стране синих скал» на берегу моря продаются дешевые земельные участки».

Купив участок, Елена Оттобальдовна собственноручно расчистила и озеленила его. Это случилось в 1893 году. С этого времени все члены семьи Юнге долгие годы сохраняли дружеские отношения с поэтом и его матерью. В Доме-музее М. Волошина и сегодня хранится барельеф одной из сцен «Душеньки» Богдановича работы Ф. Толстого, подаренный поэту Е.Ф. Юнге. Сама же художница написала портрет М. Волошина.

Внучка Екатерины Юнге, М.А. Розанова-Юнге оставила интересные воспоминания об усадьбе деда и бабушки в Коктебеле, где на огромной территории был целый комплекс зданий: «просторный пятикомнатный жилой дом с большой верандой, обращенной в сторону моря», винодельня с бетонированным подвалом для хранения вина в бочках, большой каменный ледник, находившийся наполовину под землей. На хозяйственном дворе располагались кухни, амбар, пекарня, конюшня, свинарник, сараи для коров, домик для стирки и ток - укатанная площадь для обмолота зерна. (…) Были в имении миндальный и фруктовый сады, но большая часть земли была занята виноградниками. Супруги, не живя постоянно в Крыму, тем не менее активно занимались хозяйственной деятельностью и устройством курортного поселка в Коктебеле.

В 1890 году Э.А. Юнге вышел в отставку, поселился и безвыездно жил в своем крымском имении. С этого времени супруги жили раздельно.

Двое сыновей Екатерины Федоровны и Эдуарда Андреевича, Владимир и Сергей, скончались в 1902 году, их похоронили рядом с отцом.

Екатерина Федоровна всегда проводила много времени в Коктебеле, а после этих трагедий жила здесь уже постоянно. Обосновался в имении и сын Александр. Он к этому времени окончил сельскохозяйственную школу в Магараче, освоил практическое виноделие Австрии, Германии и Франции. Вместе с братом Федором старался наладить свое убыточное хозяйство. Занялся посадкой большого виноградника на южном склоне подножья Кучук-Енишар.

 Жизнь в Крыму располагала к творчеству, а Юнге обладала талантом и большой работоспособностью. На становление ее собственного стиля повлияла и усвоенная от отца академическая традиция, и веяния времени. Постепенно сформировался тот живописный язык, который позволил художнице создавать пленительные образы крымской природы.

 В одном из писем Волошин так описывает впечатление от ее работ: «Показывала она мне серию своих картин, нарисованную этим летом в Ялте, и на меня так и пахнуло Крымом, горами, запахом фьялок, морским воздухом, ароматом роз <…>. По-моему, никто так хорошо и не передает все тонкости крымского пейзажа, как он». В свою очередь Е. Юнге написала потрет поэта.

Еще один крымский знакомый Юнге, С.Я. Елпатьевский, тоже оставил о ней интересные воспоминания. Их встреча, скорее всего, состоялись в 1910 - 1913 годах, когда С. Елпатьевский, высланный из Ялты за неблагонадежность, подолгу жил у М. Волошина в Коктебеле.

«В Крыму, в Коктебеле я встретил еще одного старого человека так же из давних времен, - Екатерину Федоровну Толстую, дочь знаменитого вице-президента Академии художеств Федора Толстого, бывшую замужем за профессором-окулистом Юнге. Ее муж давно купил большой участок земли в Коктебеле, выстроил дом, завел виноградное хозяйство и там умер. Должно быть, потому что Юнге долго жил одно время в Египте, много лечил египетские глаза, он лег в могилу в склеп, устроенный на древнеегипетский манер. Екатерина Федоровна продолжала жить в Коктебеле со своим сыном ботаником и только изредка на зиму выезжала в Москву и Петербург. Она была родственница Льва Николаевича, кажется, троюродная сестра и удивительно походила лицом на Л.Н. с таким же угловатым некрасивым лицом. И не одним лицом, - в ней много было толстовского. Ей далеко было за 60, она была живая, полная энергии, интересовавшаяся литературой, искусством и всем, что происходило в России, продолжала рисовать. Она была художница, выставляла свои картины на выставках, своеобразная, необычного психического склада, она была совершенно свободна от тех условностей, которые налагала на человека аристократическая атмосфера и в этом отношении, по своим манерам, быту, привычкам, наконец одежде, она была совершенно похожа на тех радикальных женщин 60-х годов, которых прозвали очень неумно, нигилистками. С этой остроумной, редко привлекательной женщиной было очень легко и приятно беседовать. Помимо оригинальности ее личного характера, очевидно, наложила печать необычная для аристократического рода среда, в которой она росла и воспитывалась. Она рассказывала, какой скандал поднялся в петербургских высших сферах, когда ее отец, гвардейский офицер с предуготовленной блестящей карьерой, снял мундир и засел в мастерскую, чтобы стать художником. И отец не вернулся к приличествующей ему среде. Уже сделавшись знаменитым художником-гравером и вице-президентом Академии художеств, он был одним из центров литературно-художественной жизни петербургского общества.

В его доме собирались многие из крупных представителей тогдашнего литературного общества. Бывал молодой офицер, только что возвратившийся из-под Севастополя, Лев Толстой, интимным другом дома был Костомаров, интимным человеком в семье сделался потом Шевченко. Только благодаря упорным усилиям Федора Толстого и был вызволен из ссылки Шевченко. <…>  

Я очень часто уговаривал Екатерину Федоровну написать свои воспоминания. Часть из них была уже напечатана в «Вестнике Европы»… Она ленилась, но все-таки писала и при мне, и, насколько мне известно, книга ее воспоминаний вышла уже после ее смерти.

Мне приходилось иногда лечить ее, у ней была эмфизема легких, слабое сердце. Я очень отговаривал ее от поездки в Москву, но она не послушалась меня и в ту же зиму умерла в Москве, кажется от воспаления легких».

После смерти матери Александр Эдуардович Юнге продолжал благоустраивать имение. В 1913 году приступил к строительству большого Нового дома, которое завершилось только в 1921 году, Дом был сразу же национализирован, а сам Александр Юнге арестован. Спустя три месяца он вышел из тюрьмы, но вскоре простудился и умер в Феодосийской больнице. Сначала Александра Эдуардовича похоронили на горке рядом с разрушенным к тому времени склепом Юнге. Позже его дочь, Марина Александровна Розанова-Юнге (1916, Коктебель - после 2006, Москва), перенесла прах отца на Коктебельское кладбище, где он покоится и поныне.

Сегодня правнук Е.Ф. Юнге Александр с детьми живет во Франции, правнучка Ольга – в Москве.

Работы Е.Ф. Юнге находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Музее-усадьбе В. Поленова, в других картинных галереях и частных коллекциях в Киеве и Москве.

В Феодосийской картинной галерее Айвазовского хранятся 14 работ Е. Юнге, написанных в Коктебеле и его окрестностях, и картина «Ялта» (холст на картоне, масло).

Картина «Набережная Ялты» (холст, масло 600х364) находится в частной коллекции. Она написана не ранее 1881 г.

 

В подготовке публикации использованы следующие материалы:

М.А. Розанова-Юнге, Е.В. Секурова. Усадьба Э.А. Юнге в Коктебеле // Мир усадебной культуры. У1 Крымские Международные научные чтения. Симферополь, «Бизнес-Информ». 2006

С.Я. Елпатьевский. Воспоминания за 50 лет. «Прибой», 1929

Е.Б. Клементьева. Жизнь и творчество С.В. Сухово-Кобылиной в воспоминаниях современников

Иванова Людмила Михайлова, заведующий структурным подразделением «Культура Ялты XIX-первой четверти XXвв».