Выставка "Ялта... Через века!" : Лики города
Лики города
Душой любого города в России были храмы и часовни. Все ялтинские храмы уникальны по своему архитектурному и художественному решению.
Главный православный храм города - Собор Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.
1 марта 1890 года учреждён строительный комитет, который возглавил известный ялтинский инженер, ученый, краевед А. Л. Бертье-Делагард. Проект архитектора П. К. Теребенева лично утвердил император Александр III.
Ровно через год, в 1891 году, в день десятой годовщины со дня гибели императора Александра II, торжественно закладывается фундамент нового храма. В закладке первого камня участвует Императрица Мария Федоровна. Архиепископ Мартиниан служит молебен прямо на строительной площадке. Руководство стройкой принял на себя известный архитектор Н. Краснов. Деньги на строительство жертвовали богатые купцы и простые прихожане, а землю под него подарил будущий градоначальник барон А. Врангель.
Двухярусный, с открытыми галереями, собор с пятью куполами, покрытыми золотом, выстроен в древнерусском стиле и украшен многочисленными декоративными элементами. Нарядный вид ему придали бело-розовые тона. Юго-восточный фасад украсил мозаичный образ Святого Александра Невского, выполненный в мастерской итальянского мастера Антонио Сальвиатти. Рядом с собором сооружается трёхъярусная колокольня, 11 колоколов для неё отлиты в Москве.
4 декабря 1902 года Собор освящает епископ Николай. На освящении присутствует Император Николай II, его семья и свита. В 1908 году завершается строительство трехэтажного дома, где размещается церковно-приходская школа в честь Цесаревича Алексея, приют для больных туберкулезом, зал для заседаний Александро-Невского братства.
Население Ялты растет достаточно быстро. Буквально за два года количество православных увеличилось более чем в половину. Однако в Ялте пополнялся и национальный состав местного населения. Кроме греков, татар и российской знати в благодатные земли окрест Ялты потянулись караимы, немцы, французы и др. Они принесли с собой частички своей культуры, свои специфические знания и умения, свою религию.
Еще в 1885 году католический комитет Ялты обратился в Министерство внутренних дел с просьбой разрешить строительство молитвенного дома для граждан римско-католического вероисповедания. Оформление различных документов заняло 10 лет. Наконец-таки в 1898 году было разрешено строительство, но только схемы и проекты по зданию, составленные архитектором Каморницким, давно потерялись. Строительный комитет дал заказ на новый проект Ялтинскому архитектору Н.П. Краснову. Ему удалось создать изящное здание костела в нео-готическом стиле, украшенное резьбой по камню. Строительство Римско-католического храма было закончено в 1906 году. Он был построен за счёт пожертвований, которые собирались не только на территории Ялты, но и за пределами полуострова. Но этого хватило только для возведения самого здания, а на приобретение церковной атрибутики средств не хватило. Тем не менее, Римско-католический храм был открыт, несмотря на отсутствие в нем колокольни и органа, которые были предусмотрены проектом. Римско-католический костел Пресвятой Богородицы в Ялте известный также как храм Непорочного Зачатия Девы Марии.
С вхождением Крыма в состав России многие армяне возвращаются в Ялту. Церковь Святой Рипсиме – шедевр армянской архитектуры. Крестообразное здание было возведено в 1909–1917 гг. по проекту архитектора Г. Тер-Микеляна, а внутреннее убранство создано по эскизам известного художника В. Суренянца. Армянская церковь сооружалась на средства крупного бакинского нефтепромышленника П. О. Тер-Гукасяна в память о рано ушедшей из жизни дочери Рипсиме. Девушка была похоронена в семейной усыпальнице под церковью. Позже здесь же были похоронены сын и дочь Гукасяна. Церковь расположена на крутом склоне холма, к ней ведет широкая лестница, насчитывающая сто ступеней. Внутри церкви поражает расписанный фресками купол, на котором изображены райские птицы среди диковинных белых и синих цветов, тянущихся к солнцу. Великолепен иконостас из белого мрамора.
В соседстве с Ялтой расположилось село Дерекой. Прошли годы, и его упразднили, а вся его территория влилась в состав разросшейся Ялты.
Дерекой всегда было населен исключительно крымскими татарами. В селе была соборная мечеть, которая являлась местом пребывания хатипа — высшего мусульманского духовного лица. Там же располагалось медресе, в котором в 1868-1871 годах преподавал крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский.