МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Али ибн Абу Талиб, 1 почитаемый имам, 4 праведный халиф, сподвижник Мухаммеда.

Эти слова с полным правом можно отнести к труду Исмаила-бея Гаспринского - просветителя, издателя, педагога-новатора, родившегося в Крыму 170 лет назад: 20 (8) марта 1851 года.  

Исмаил-бей Гаспринский получил прекрасное и разностороннее образование: начинал он с традиционного начального образование в мектебе, после чего продолжил обучение сначала в центральной России, а затем и за границей Империи – в учебных заведениях Константинополя и Парижа.

Ознакомившись с двумя моделями обучения: восточной и западной, Исмаил-бей Гаспринский увидел своё призвание в том, чтобы лучшими плодами просвещения поделиться с соотечественниками. Вернувшись в Бахчисарай Исмаил-бей в течение трёх лет преподавал в мусульманской семинарии, в то же время излагая полученный опыт в текстах для будущих брошюр. Дух служения, патриотизма и необходимости совместной работы и совместного роста неоднократно звучали в его статьях: «Слово «земляк» заключает в себе великую, чисто русскую идею, которая могущественнее, чем английское золото, и дороже, чем высказанная вежливость француза. С «земляком» мусульманин сходится лучше, легче, теснее, чем например, с вековыми соседями (…) Вот, господа, почему я русский, что вовсе не мешает мне быть мусульманином и татарином. Вот почему интересы и польза русских мусульман тесно связаны в моём убеждении с общерусскими».

В 1876 году состоялся его первый, не продлившийся долго, брак. Исмаил-бей женился на крымской татарке, дочери Моллы Асана из Ялты. В ряде источников указано, что Молла Асан владел домом, садом и гостиницей в Ялте и продал часть имущества, чтобы помочь молодой семье в обустройстве, а зятю – в издании первой просветительской брошюры о русском мусульманстве. В списках владельцев ялтинских гостиниц имя Моллы Асана не значится; на плане города 1886 года в Старом городе, по улице Кладбищенской, напротив Иоанно-Златоустовской церкви, есть участок с постройками, который числится за Молой Асаном. В 1897 г. по путеводителю Лупандиной владелец участка, - Осман Мула Осан. На участке отмечены три постройки с прямоугольным фундаментом и одна небольшая с квадратным. Возможно, этот участок принадлежал первому тестю Исмаила-бея, и одна из построек использовалась как доходный дом (частная гостиница).

В 1881 г. вышла в свет свежеизданная брошюра «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина». В этой и последующих работах звучали прогрессивные идеи о необходимости реформы образования и призывы к обучению, при этом поданные в традиционной форме: в виде притчи, воззвания, увещевания, дружеской беседы и совета. Исмаил-бей Гаспринский говорил: «нужно учиться и учиться и по-русски, и по-татарски, – кто как может и хочет, дабы приобрести знания и просветить свои умы и сердца».

Горячие речи автора вызвали живой отклик у татар Российской Империи: многие вступили с ним в диалог как лично, так и в открытых письмах на страницах газет.

В 1882 году Исмаил-бей Гаспринский повторно женился. Его женой стала образованная девушка Зухра Акчурина, дочь состоятельного татарского фабриканта Эсфандияра Акчурина из г. Симбирска. Супруга в полной мере разделила стремление Исмаила-бея к просвещению соотечественников и его труд на этой стезе. Позже их дети: сын Рефат и дочь Шефика продолжат дело родителей.

10 апреля 1883 года в Бахчисарае вышел первый номер первой в России тюркоязычной газеты «Терджиман» («Переводчик»). Газета была единственной в своём роде и имела общетюркское значение. На страницах издания освещались передовые методы школьного преподавания, новые идеи мусульманской жизни, появлялись переводы научно-популярных, художественных и практических статей и множество произведений, написанных самим Исмаилом-беем Гаспринским.

Исмаил-бей Гаспринский прибегал к воодушевляющему приёму: показывал в своих произведениях, например во «Французских письмах», столь прекрасные образы людей той же веры и того же рода и такую высоту их жизни, что возможность воплощения захватывала читателя больше, чем недоверие к новому и сила привычки.

Исмаил-бей Гаспринский много путешествовал, и пути часто вели его через Ялту. Известно, что в 1899 году он останавливался на Бульварной улице в гостинице «Центральной», принадлежавшей Софье Петровне Бухштаб (ныне Рузвельта, 10). Эта гостиница стояла недалеко от Ялтинской пристани, от мола, и находилась в центре активной городской жизни.

Исмаил-бей хорошо знал и деревню Дерекой, - татарское поселение, ныне вошедшее в городскую черту Ялты (район «Овощного рынка»).

Упоминания о Дерекое мы встретим в путеводителях по Крыму, но они не слишком подробны. В путеводителе Сосногоровой 1880 года указано, что «дорога в Дерекой идёт мимо сада г.Мордвинова, вдоль ручья. Деревня эта вся тонет в зелени садов и осенена вековыми ореховыми и каштановыми деревьями (…). Превосходные сады Ай-Василя и Дерекоя дают лучшие фрукты Ялте: арабские персики, каштаны, фундуки, инжир и пр. (…)». Сведения в путеводителе Лупандиной 1897 г. более обширны: «В Дерекой (1 1/2 версты от города) можно удобно пройти пешком через парк графа Мордвинова или дойти по Садовой улице до общины Красного Креста, a затем идти по прямой дороге в Дерекой.

Дерекой разбросан по крутому склону горы; улицы в нем неровные, a подчас вместо улиц извиваются лишь тропинки. В Дерекое находится соборная мечеть.

Дерекой населен теми самыми татарами, которых вы днем видите в Ялте. Большинство татар- купцов, мелких лавочников, фруктовщиков, и проводников и т.д.- всё дерекойцы. Татарин - купец, запирая вечером в город свой магазин, идет спать к себе домой, в Дерекой.

В Дерекое находится волостное правление и там же помещается судебная камера земского начальника». Виды оживлённых и колоритных улочек Дерекоя того времени редки, но встречаются в коллекции фотонегативов на стекле из фондов Ялтинского историко-литературного музея.

После того, как в 1903 г. земство утвердило в уездах русско-татарские школы, появилась земская школа и в Дерекое. Проект её утвержден в 1904 г. коллежским асессором, инженером – архитектором Н.А. Воскресенским.

В 1906-1910 гг. Исмаил-бей Гаспринский преподавал в новометодной дерекойской школе. Сейчас на здании бывшей школы, а ныне – соборной мечети, помещена памятная табличка об этом событии. Достоинства новометодной школы были многочисленны: обучение велось на родном, понятном для детей, языке; кроме духовных предметов обучали светским – арифметике, географии, каллиграфии, арабскому и тюркскому чтению, грамматике, изучали родную литературу. Заметно выросли и скорость, и качество обучения. Из этих детей выросло целое поколение крымско-татарской интеллигенции.

Исмаил-бей Гаспринский – выдающийся человек, память о котором продолжает жить. Его труды цитируются и переиздаются, о его пребывании в Ялте и Бахчисарае напоминают памятные знаки, достижениями его дидактической системы пользуются при обучении детей, в Бахчисарае действует мемориальный дом-музей И. Гаспринского, где проводятся мероприятия к памятным датам, а в библиотеках хранятся номера «Переводчика».

 

Источники:

Полное собрание сочинений Исмаила Гаспринского. Т. I, II. Симферополь: ООО ФОРМА, 2016 г.

«Исмаил Гаспринский и его протоевразийские идеи». Магистерская диссертация Тихоновой Н.Е. ФГБОУ ВО СПбГУ. Санкт-Петербург, 2016 г. из открытых источников.

План города Ялты 1885-86 гг. Список к подробному плану города Ялты с показанием всех существующих и вновь строящихся дач а также и пустопорожних земель. Составлен в 1885-1886 году городским землемером Иванисовым. Ялта. Типография Н.Петрова, Морская. д. Майтопа.1886 г.

«Ялта и её ближайшие окрестности. Справочная книжка». Фаусек В.А. Издание Н.Р. Ялта. Лупандиной. 1897 г.

«Путеводитель по Крыму» М. Сосногоровой. Изд. 3. Типогр. Л.Нитце. Одесса, 1880 г.

«Великий учитель». Исмаил Гаспринский. Автор Бекирова Г. Портал «Крым. Реалии». 2015 г.

Шефика Гаспринская – достойная дочь великого отца. Автор Бекирова Г. Портал «Крым. Реалии». 2020 г.