Декоративная колонка из слоновой кости «Башня мироздания»
Ялтинскому историко-литературному музею принадлежит интересная коллекция предметов прикладного искусства из слоновой кости. Они выполнены в ХIХ веке мастерами Китая и Японии. В это время в Европе и Америке распространилась мода на восточные безделушки. Мастера – резчики вырезали из слоновой кости многочисленные изделия, отличающиеся виртуозной техникой исполнения. Тысячами из Кантона и Пекина вывозили ажурные веера, стопки для кистей, многоярусные пагоды с колокольчиками, шкатулки и шахматы…
Во второй половине ХIХ века для украшения интерьеров дворцов европейской аристократии китайские резчики выполняли сложнейшие композиции, насчитывающие несколько сотен фигур людей и животных, расположенных по всей поверхности, среди деревьев и зданий. Такие изделия требовали много лет упорного труда и больших знаний художественных традиций.
Одно из подобных произведений входит в коллекцию музея и хорошо известно многим поколениям ялтинцев как «Башня мироздания».
Башня состоит из десяти резных свинчивающихся частей:
У основания под ветвистой сосной рядом с гибкими стеблями бамбука расположились даосские мудрецы, гадающие о грядущем. Одеты в длинные халаты с широкими рукавами и сложные головные уборы. Один из мудрецов держит мухогонку - атрибут ученого человека. Образы «Башни мироздания» навеяны даосской мифологией.
Вечнозеленая сосна символизирует постоянство, твердость, бамбук сочетает твердость и гибкость – аллегория мудреца, которого не в силах сломить ветер судьбы.
Центральная часть башни вырезана из цельного куска бивня слона в технике «Шар в шаре». Шары вырезались от большего к меньшему и расположены один в другом. За сложность исполнения европейцы называли такие предметы «дьявольскими». Порой в одной оболочке располагалось до сорока шаров. В нашей «Башне мироздания» наружный шар включает в себя еще тринадцать и каждый имеет свой неповторимый рисунок. Шары свободно вращаются один в другого, что придает им хрупкость и воздушность.
Верхняя оболочка шара украшена сценами из жизни даосских бессмертных в райской обители: среди прекрасных дворцов и причудливых деревьев проходят ученые дискуссии и пиры.
Венчают «Башню» фигуры двух даосских бессмертных Хэ Сянь Гу и Лань Цай Хэ, популярных героев китайской мифологии. Хэ Сянь Гу - покровительница домашнего очага, предсказательница судьбы, изображена молодой женщиной. На ее одежде – символы бесконечности времени и пространства, бессмертия. Образ сидящего у нее ног с корзиной цветов и фруктов бессмертного Лань Цай Хэ с течением времени трансформировался в покровителя садоводов.
Необычная для европейцев экзотическая «Башня мироздания», которую видят ялтинцы и гости курорта в экспозиции Ялтинского историко-литературного музея более 80 лет, наполнена благожелательной символикой благополучия, счастья, долголетия и передает эти пожелания всем нашим посетителям.
Татьяна Коноплянко, Светлана Борзенко