"Чайка из рода Алчевских"
Сегодня, 16 марта 2022 года, исполняется 140 лет со дня рождения талантливой поэтессы, прозаика, литературного критика и переводчика Христины Алчевской.
Родилась Христина Алексеевна в 1882 году в Харькове в семье известного предпринимателя и мецената А.К. Алчевского. Её отец, Алексей Кириллович, сделал стремительную карьеру от владельца небольшой бакалейной лавки до крупного промышленника и банкира. В 1866 году А.К. Алчевский становится инициатором создания Харьковского общества взаимного кредита, спустя два года, как купец 2-й гильдии, выступает одним из учредителей Харьковского торгового банка, ставшего третьим в империи учреждением акционерного коммерческого кредита. В 1871 году, уже в качестве купца 1-й гильдии, Алексей Кириллович один из учредителей первого в стране акционерного ипотечного банка – Харьковского земельного банка. Помимо предпринимательской деятельности А.К. Алчевский занимался и общественной – помогал жене, Христине Даниловне, открыть первую воскресную школу для рабочих, выделил деньги и землю на территории своего харьковского имения для установки одного из первых памятников Тарасу Шевченко (скульптор В. Беклемищев).
Мать Христины Алексеевны, Христина Даниловна, дала дочери не только своё имя, но и хорошее образование, чего сама была лишена в детстве. Её отец, Д. Журавлёв, хоть и был учителем, дочери дал только азы просвещения, более того, в детстве ей запрещали учиться писать «чтоб любовных записочек не строчить». Только после замужества, Христина Даниловна полностью смогла посвятить себя просветительской деятельности – в 1862 году основала в Харькове воскресную школу для взрослых, которая спустя восемь лет, получила официальное признание и стала фактически методическим центром начального образования взрослого населения в империи. В это же время Христина Даниловна пишет и издает библиографический указатель «Что читать народу?» в трех томах, который Лев Толстой назвал «прекрасным». Активно переписывается с Чеховым, Достоевским, Тургеневым, Франко, Короленко, Успенским и другими писателями. В 1889 году Алчевскую выбирают вице-президентом Международной лиги просвещения.
Благодаря таким родителям, понятно почему, все их шестеро наследников стали поистине гениальными людьми.
Старший сын Дмитрий был биологом, защитил магистерскую диссертацию, был кандидатом естественных наук, прекрасно играл на виолончели и хорошо рисовал. Занимался экономикой и финансами, помогал Алексею Кирилловичу в финансовых вопросах и оказался единственным продолжателем дела отца. Именно с Дмитрием велись все финансовые операции и расчеты после гибели старшего Алчевского. Позже Дмитрий работал в Харьковском земельном банке, который прежде возглавлял его отец. Был женат на дочери генерала Попова Евгении Александровне, в семье воспитывалось двое детей. Дмитрий Алчевский был расстрелян через 19 лет после смерти отца, и случилось это на Южном берегу Крыма, куда он приехал в своё имение в Кикинеизе. Из архивного дела в отношении Дмитрия Алчевского известно, что по постановлению чрезвычайной тройки крымской ударной группы в составе председателя Удриса и членов Тольмаца, и Агафонова от 22 декабря 1920 г. были приговорены к расстрелу двадцать два человека. Второй в этом списке – Дмитрий Алексеевич Алчевский.
Второй сын Алчевских – Григорий получил образование на физико-математическом факультете Харьковского университета и в Московской консерватории по классу композиции и вокала. Он стал известным музыкальным критиком и педагогом, создал множество музыкальных произведений в разных жанрах. Именно Григорий является автором популярных в начале ХХ века обработок ряда русских и украинских народных песен и романсов, в том числе, романса на слова своей сестры Христины «Душа – се конвалія ніжна», а также создал по мотивам былин симфоническую картину «Алеша Попович». Кроме того, Григорий Кириллович, является автором уникальных «Таблиц дыхания для певцов и их применение к развитию в качестве голоса» (1907-1908), которыми и поныне пользуется весь музыкальный мир. Скончался Григорий в Москве в том же году, что и старший брат.
Старшая дочь Алчевских Анна, выпускница Харьковской художественной школы, избрала путь традиционный для женщин – замужество и преданность интересам своей семьи. В 1889 году были скреплены брачными узами две известные фамилии – Алчевских и Бекетовых, Анна – стала женой архитектора Алексея Николаевича Бекетова. У Бекетовых было четверо детей: Христина, Мария, Николай и Елена. В последние годы жизни Анна Алексеевна была секретарем своего мужа, увлекалась живописью. Скончалась А.А. Бекетова в Алуште в 1931 году.
Еще один из сыновей семьи – Николай, обладал незаурядными литературными способностями. После окончания 1-й гимназии учился на юридическом факультете Харьковского университета, некоторое время работал присяжным поверенным, преподавал латынь. Николай Алексеевич активно участвовал в музыкальной жизни Харькова, помогал младшему брату Ивану как импресарио во время концертов в России и за рубежом. Николай Алексеевич профессор, театральный критик и педагог, автор нескольких романов и повестей, а также он издал в Харькове один из первых советских учебников – «Рабоче-крестьянский букварь». Николай Алчевский пережил всех своих братьев и сестер, он умер в больнице Харькова от истощения в мае 1942 года.
Младший из сыновей Алчевских – Иван, хотел стать сельским учителем, как его мать, но смерть отца, изменила его планы, поэтому после окончания природно-исторического отделения физико-математического факультета Харьковского университета проходит закрытое прослушивание в Большом театре в Москве, после чего начал выступать на сцене Мариинского театра в Петербурге (1901). Затем два года (1906-1907) поет в Нью-Йоркском оперном театре, принимает участие в так называемых русских сезонах в Париже, а после выступает на сцене Большого театра в Москве (1910-1914). Репертуар Ивана Алексеевича был весьма разнообразен – он чувствовал себя уверенно в эпических, драматических и в лирических ариях, но всегда оставался непревзойденным в роли Германа («Пиковая дама» П.И. Чайковского). Смерть Ивана Алчевского (умер в Баку на гастролях) в 1917 году была невосполнимой потерей для родных и близких.
Естественно, что особо любима в большой семье Алчевских была младшая дочь – Христина. Христина Алексеевна стала известной украинской поэтессой, драматургом и переводчиком. Конечно, имея таких обеспеченных родителей, Христе (так называли девочку в семье) не пришлось с юных лет зарабатывать на жизнь. Сначала была учеба в так называемой домашней школе, затем в Харьковской Мариинской женской гимназии, в 1900-1902 годах – на высших педагогических курсах в Париже. Лучшим учителем для Христины Алексеевны всегда была мать: именно она впервые открыла дочери мир литературы, под влиянием которой в душе юной Алчевской пророс корень литературно-эстетического вкуса будущей поэтессы.
После окончания курсов, в связи со смертью отца, Алчевская вынуждена была содержать себя, хотя казалось, она была предназначена к совершенно другой жизни: она хорошо пела, рисовала, привыкла к обеспеченному быту. Христина Алексеевна выбрала педагогическую работу – в основном она преподавала французский язык в Харьковской гимназии.
Склонность к поэзии проявила с детства – свои первые стихи и рассказы на русском языке десятилетняя Христя поместила в рукописном журнале «Товарищ», а с конца 1902 начала печататься в периодике, литературно-художественных альманахах. В юности Алчевская писала на русском языке. Однако на рубеже веков ее увлечение украинской литературой и знакомство с некоторыми писателями побудило юную Христину Алексеевну попробовать свои силы в поэзии на украинском языке. Из-под ее пера одна за другой выходили новые поэтические сборники: «Туга за сонцем» (1907), «Сонце з-за хмар» (1910), «Пісня життя» (1911), «Вишневий цвіт» (1912), «Пісні серця і просторів», «Моєму краю» (обе 1914), «Сльози» (1915), «Встань, сонце!», «Мандрівець» и «Грёзы» (все 1916). Наравне с этим Христя Алчевская уверенно овладевала и другими жанрами литературы. Она оставила след в лирико-психологической прозе, драматургии. Активно работала как переводчик, обогащая украинскую литературу лучшими образцами русской и французской литературы. Также переводила с украинского на русский и французский, польский и немецкий языки.
«Мое имя из литературы уже не выкинуть никак», – писала на склоне лет Алчевская. Мевою, то есть чайкой, Христю называла Ольга Кобылянская. Для талантливого прозаика из Буковины Ольги Кобылянской творчество её младшей сестры по перу ассоциировалось, прежде всего, с безграничным морским пространством, которое Кобылянской так и не удалось увидеть. Этому способствовало и то, что первое письмо от Христи Алчевской вместе с ее фотографией она получила из загадочной Ялты, которую она представляла из произведений и писем своей подруги Леси Украинки.
Действительно, Южный берег Крыма для Христи Алчевской стал её вторым домом, поскольку здесь, в Кикинеизе (ныне Оползневое), располагалось имение её старшего брата Дмитрия Алексеевича и его супруги Евгении Александровны Алчевских. Землю в 144 десятины с садом, огородом, парком и лесом, расположенную между Симеизом и Форосом, Алчевские приобрели в 1886 году. До них владельцем участка был командир греческого батальона генерал Феодосий Ревелиоти. Владелицей земли имения «Кекенеиз» была Евгения Александровна Алчевская, урожденная Попова. Одновременно с Алчевскими по соседству приобрел участок художник Архип Куинджи.
В «Путеводителе по Крыму» Г. Москвича за 1913 год находим следующее указание: «На второй версте от Кикенеиза находится имение господина Корнейчик-Севастьянова, а внизу – выдающийся в море мыс Кикенеиз, возле которого расположено имение Алчевской». У Алчевских была идея построить на участке город-сад, подобный тому, который строился в Симеизе. В Государственном архиве Республики Крым сохранился план имения Е.А. Алчевской, изданный в 1903 году в Харькове, на плане были указаны намечающиеся улицы будущего курорта: Лесная, Горная, Морская, Церковная и другие. Правда, полностью своим участком Алчевские пользовались только до 1902 года. После банкротства и трагедии с Алексеем Кирилловичем приморская часть участка была продана Алексеевскому горнопромышленному акционерному обществу. В документах крымского архива также находим и упоминание, что в период продажи участка Алчевских акционерному обществу, 90 десятин по доверенности находилось в собственности Дмитрия Алексеевича.
Судя по объявлениям в путеводителях Г. Москвича за 1907-1908 гг. издания, распродажа земли Алчевской продолжалась и дальше. В путеводителях Москвича также указывается, что в курортном отношении место имения очень удачное: защищено от ветров грядой гор, весьма живописная бухта, незабываемые виды на закат солнца. Также в имении к 1912 году был проведен водопровод, разбит парк, купальни, обустроено свыше двух верст морского берега. По состоянию на 1915 г. при деревне Кекенеиз Е.А. Алчевская числилась землевладелицей имения «Кекенеиз» состоящим из 83 десятин.
В советское время деревню Кикинеиз описывали редко и поверхностно, хотя ещё в начале ХХ века здесь имелось почтово-телеграфное отделение, конно-почтовая станция, татарская школа, соборная мечеть. Например, вот таким виделся участок с моря в 20-е годы ХХ века: после Кастрополя, деревни Кучук-Кой «пароход приближается к широкому отлогому и бедному растительностью Кикенеизскому мысу, над которым видна деревня Кикенеиз. Рядом с деревней с западной стороны белый дом покойного художника Куинджи. Ближе к морю по мысу идёт ряд дач: Кикенеиз (серое здание с красной крышей среди кипарисов и далее 2 белых дачки) …».
Ученик А.И. Куинджи Аркадий Александрович Рылов так в своих воспоминаниях описывает дачу Алчевских – с колоннами и вьющимся виноградом. Сюда часто приезжали интересные гости, собирались художники, артисты, музыканты. Среди них и младшие из рода Алчевских – Иван и Христина.
В Государственном архиве Республики Крым хранится прошение Артиста императорских театров Ивана Алексеевича Алчевского, в котором он просит, разрешить ему провести концерт 26 августа 1907 года в зале гостиницы «Россия». Половину заработанных денег И.А. Алчевский передаст в состоящий под августейшим покровительством Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ксении Александровны Ялтинское благотворительное общество. В концерте принимали участие пианист Г. Семенов и скрипач Армандо Цани-Заки. Дата на прошении 22 августа 1907 года.
С гостиницей «Россия» связана и Христина Алексеевна. Упоминание о гостинице встречаем в первом письме Алчевской к Ольге Кобылянской отправленном из Ялты в 1903 году. Останавливалась в фешенебельной гостинице Христина Алексеевна вместе с матерью – Христиной Даниловной.
На Южный берег Крыма Христина Алчевская приезжала почти ежегодно, останавливалась в гостиницах, в имении «Кикенеиз» Д.А. и Е.А. Алчевских, а с 1913 года её частым адресом в Крыма становится дача Алексея Николаевича Бекетова и её старшей сестры Анны Алексеевны. Дом в мавританском стиле, построенный по проекту выдающегося зодчего в 1896 году в алуштинской долине Баар-Дере у горы Кастель на земле, приобретенной ещё отцом архитектора Николаем Николаевичем Бекетовым. Сюда семья Бекетовых приезжала из Харькова регулярно, в это же время к старшей сестре приезжала и Христина Алексеевна.
Судя по опубликованным письмам Алчевская останавливается у Бекетовых почти ежегодно: августе 1912, июнь 1913 года, здесь же она проводит лето в 1914 и 1915 годах. Также она бывает в Партените (1912 г.), Массандре, Ялте (1917 г.).
Во время длительных путешествий на южный берег Крыма Х.А. Алчевская пишет стихотворения. Многие из них вошли в её прижизненные сборники, например «Мимоза», «М. Коцюбинському», «Смерть чайки», «Пісні серця», «Ніч в Партеніті», «Хмарка», «Мелодія», «Кримська ніч», некоторые циклы и поэзии печатались только в периодике того времени, например цикл «Із кримських пісень» издан в журнале «Літературно-науковий вісник» в 1912 году. Цикл был посвящен близкому другу поэтессы А.М. Покровскому.
Последней поэзией написанной Христиной Алчевской на Южном берегу Крыма было стихотворение «В Гурзуфі» (октябрь 1929 года). При жизни автора это стихотворение так и не было опубликовано, через два года после его написания в Харькове поэтесса скончалась.
Именно на Южном берегу Крыма, талант поэтессы приобрел самобытность, характерные черты творческого стиля, что позволило Алчевской найти своё место в литературе.
Автор: Алла Фролова, заведующий структурного подразделения «Музей Леси Украинки»