А.Н.Толстой в Коктебеле ( продолжение цикла статей к 350-летию со дня рождения Петра Великого)
Алексей Николаевич Толстой общался с широким кругом писателей. Особенно близко он дружил с Максимом Горьким, Корнеем Чуковским, Иваном Буниным, Максимилианом Волошиным. Все они бывали у нас в Крыму, и Алексей Николаевич – не исключение.
Вообще с Крымом А.Н. Толстой был хорошо знаком, приезжал часто: он объехал большую часть полуострова, в 1933 году бывал на даче в Тессели (около Фороса) у Максима Горького, а в 1938 году посетил окрестности Ялты, путешествуя с киногруппой, снимавшей фильм сказку «Золотой ключик» по его произведению. В доме Максимилиана Волошина в Коктебеле Алексей Николаевич гостил несколько лет кряду (1909, 1912, 1914, 1915). У Волошина всегда были многочисленные гости, обычно люди искусства, а его библиотека и мастерская служили местом их сбора и общения, своего рода художественным клубом.
Атмосфера этого чудесного древнего края всегда сильно действовала на Алексея Николаевича. Так вид особенного огненного заката солнца за море наполнил его предчувствием грядущих событий, эпохальных и неизбежных, и побудил к написанию драмы о греческой хтонической богине Гекате.
Первый же и наиболее подробно описанный визит в Коктебель состоялся в 1909 году, во время свадебного путешествия со второй женой художницей Софьей Дымшиц.
Софья Дымшиц вспоминала, как поэты устроили творческое соревнование на лучший поэтический портрет, написанный с одной натуры. В турнире участвовали Максимилиан Волошин, Черубина де Габриак (Елена Дмитриева), Алексей Толстой, Николай Гумилёв. Музой избрали Софью. Её попросили нарядиться в синее татарское платье, купленное в деревне, надеть на голову серебристую повязку и «позировать» им, полулежа на фоне моря и голубых гор. Лучшим из этих портретов признали стихотворение её мужа, Алексея Николаевича Толстого, которое под названием «Портрет гр. С. И. Толстой» вошло в книгу стихов «За синими реками», выпущенную в 1911 году.
Эта (первая) версия стихотворения звучит так:
Портрет гр. С. И. Толстой
Твое лицо над водами ясней
Старинной четкости медалей,
Широкий плащ и глубже и синей
Зеленовато-синих далей;
Двенадцать кос сребристою фатой
Охвачены, закинут локоть строго,
Глаза темны истомой и мечтой,
Неуловимый рот открыт немного;
От солнца заслоня лицо рукой,
Ты нежный стан откинула навстречу.
…На берегу в тот день была такой.
Я навсегда тебя такой отмечу.
Во второй версии, измененной уже после расставания, в 1913 году, стихотворение звучит так:
Изгибы плеч в серебряную шаль
Охвачены, а стан чуть согнут строго
В глазах волна с волной уходят в даль,
Неуловимый рот открыт немного,
И ветер плещет юбкой голубой.
На берегу в тот день была такой…
Тем же летом 1909 года в Коктебеле А.Н. Толстой впервые начал пробовать свои силы в историческом жанре, изучая эпоху Екатерины II и языковую культуру этого времени. Полного же развития и воплощения талант А.Н. Толстого как писателя-историка достиг в романе «Петр Первый», рассказом о котором мы завершим серию публикаций.