Античная керамика из фондов Ялтинского историко-литературного музея
В фондах Ялтинского историко-литературного музея хранится собрание античной керамики, насчитывающее около тысячи единиц хранения.
Эта коллекция поступила в музей из национализированного дворца «Ай-Тодор» Великого Князя Александра Михайловича (1866-1933).
Внук Николая I, двоюродный дядя Николая II, муж Великой Княгини Ксении, сестры императора, адмирал, Главноуправляющий торговым мореплаванием и портами России был известным собирателем древностей. Им были предприняты регулярные полевые изыскания римской крепости Харакс, начавшиеся в 1896 году и продолжавшиеся около 15 лет. В имении «Ай – Тодор» Великим Князем был создан своеобразный археологический музей, посвященный Хараксу. Здесь можно было увидеть “скульптурные и рельефные изображения богов, жертвенники, строительные части зданий, хозяйственные принадлежности, посуду, светильники, украшения, монеты, оружие, каменные ядра, рыболовные принадлежности и тому подобное”, такое описание мы встречаем в одном из путеводителей 1914 года.
Привел в порядок великокняжеский музей директор Херсонесского музея К. К. Костюшко-Валюжинич. Возможно, тогда или ранее им была систематизирована и коллекция античной керамики, находившаяся в самом Ай-Тодорском дворце. На днищах многих ваз и других предметах сохранились этикетки с указанием места, где находилась та или иная вещь во дворце (“Столовая”, “Кабинет”) и номерами описи. К сожалению, опись пока не найдена, поэтому время и место находок остались неизвестны. Предположительно, они происходят из некрополей античных городов Северного Причерноморья, а также были приобретены Александром Михайловичем в разное время в Греции, Италии или Болгарии.
Самое первое описание великокняжеской коллекции относится к 1904 году. Его нам оставил Э. Р. Штерн, опубликовавший с разрешения Александра Михайловича наиболее яркие образцы античной керамики.
В 1918 году из Ай – Тодорского музея в Ялтинский, тогда Естественно-исторический музей, были переведены вещи из раскопок Харакса, годом позже поступила и большая часть коллекции античной керамики .
До начала Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) коллекция античной керамики экспонировалась в здании бывшего дворца Эмира Бухарского (ныне корпус санатория «Ялта» Черноморского Флота Российской Федерации), где в 20 – х гг. располагался Восточный музей, а с начала 30 –х гг. – культурно-исторический отдел Ялтинского краеведческого музея (переименованного в 1924 г. из Естественно-исторического музея). Осенью 1941 г. перед оккупацией немцами Ялты значительная часть собрания античной керамики вместе с другими культурными ценностями музея была отправлена в эвакуацию. Другая ее часть оставалась в оккупированной Ялте. Благодаря сотрудникам музея Елизавете Ивановне Висниовской и Лидии Агафоновне Афанасьевой, значительная часть коллекции уцелела.
В коллекции представленны различные формы древнегреческих и римских столовых и парадных ваз, туалетных сосудов, тарной керамики, светильников, терракотовых статуэток и масок.
Наиболее ценную часть собрания составляют расписные сосуды VII-II вв. до н. э. разных центров и художественных стилей.
Среди них выделяются коринфские вазы ориентального /восточного/ или коврового стиля конца VII – VI вв. до н. э. Это алабастр – сосуд для благовоний – работы мастера Королевской библиотеки с изображениями сирены и пантеры, килик - чашечка для питья вина - подражающий своими стройными пропорциями аттическим киликам середины – третьей четверти VI в. до н. э., но с характерным для ориентального стиля изображениями животных и птиц.
Более 20 сосудов VI – V вв. до н. э., украшенных орнаментом в виде горизонтальных и волнистых полос, относятся к восточно - греческим центрам, главным образом к ионийскому производству.
Особое внимание заслуживают краснофигурные апулийские кратер, пелика, скифос, гидриск, блюдо с изображением идущего Эрота, датированные серединой – второй половиной IV вв. до н. По манере росписи сосуды близки друг другу, перекликаются и их сюжеты. Главными действующими лицами на этих вазах Ялтинского музея являются нарядно одетые женщины и женоподобные Эроты. Особенно большое внимание заслуживает колоколовидный кратер – сосуд для разбавления вина водой - середины IV в. до н. э., который может служить прекрасным образцом апулийской вазовой школы как по росписи, так и по своим очертаниям и пропорциям.
Привлекают внимание знаменитые аттические вазы чернофигурного и краснофигурного стилей, а также чернолаковая керамика со штампованным или накладным орнаментом.
Около ста терракотовых статуэток и масок из собрания Ялтинского музея позволяют проследить историю греческой коропластики с VI в. до н. э. по первые века н. э. Среди них выделяются фигурные изображения животных, богов, сюжеты из реальной жизни. Самые ранние - статуэтки животных (свиньи, овцы, черепахи). Они могли использоваться в качестве игрушек, но, вероятнее всего, имели вотивное назначение. Так статуэтки с изображением свиньи или вепря связаны с культами Деметры и Диониса, а терракоты овцы или барана могли иметь отношение к культу Гермеса. Образ черепахи ассоциировался с божествами плодородия и посвящался Деметре и Афродите.
Ярким образцом античной коропластики этого времени является статуэтка греческого воина со следами росписи, описанная еще в 1904 г. Э. Р. Штерном. Эллинистическим временем датируется редкая маска малоазийской богини Кибелы. Известны лишь две маски этой богини, найденные в Северном Причерноморье, которые хранятся в Керченском историко-археологическом музее и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
Терракотовые статуэтки и маски позднеэллинистического периода – первых вв. н. э. – самая многочисленная группа коллекции, она связана с расцветом местных северо- причерноморских центров производства.
Так же, как расписные вазы и статуэтки, около 100 глиняных светильников из нашей коллекции позволяют проследить историю развития данной категории античной керамики и освещения помещений в различных центрах древнего мира.
Во второй половине VI –I вв. до н. э. с преобладали светильники, изготовленные на гончарном круге с открытым и закрытым резервуарами для масла. 34 светильника из собрания музея, изготовленные в формах, относятся к эллинистическому и римскому времени. В первые века н. э. широкое распространение получают краснолаковые, так называемые «римские», светильники круглой формы с небольшим носиком, в верхней части которых в центре имелись различные, рельефные изображения: богов, животных, мифологических сцен. На наших краснолаковых светильниках можно увидеть солнечного бога Гелиоса, голову Медузы Горгоны, собаку, быка, и т. д.
Античная керамика из коллекции Ялтинского музея не раз демонстрировалась на различных выставках в Ялте, в Крыму, в Украине. Она занимает достойное место среди подобных коллекций известнейших музеев мира. Большую часть этих удивительных древних произведений искусства можно сейчас увидеть в экспозиции Ялтинского историко-литературного музея.
Ст. научный сотрудник отдела фондов Н. П. Турова