МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

В 1983 году в фонды Ялтинского краеведческого музея (ныне – Ялтинского историко-литературного музея) поступил замечательный памятник средневекового искусства – каменное обрамление колодца  с  рельефными изображениями птиц и животных, выполненными талантливым мастером. Он был выявлен научным сотрудником Отдела археологии Крыма Института археологии УССР В.А. Сидоренко в парке санатория им. Р. Люксембург в Гаспре, в бывшем имении Вел. кн. Александра Михайловича, известного коллекционера древностей. С 1920-х гг. в ялтинском музее хранится богатая коллекция античной художественной керамики, собранной А.М. Романовым, наряду с произведениями античной скульптуры и находками из раскопок, проводившихся Великим князем в римской крепости Харакс.

По мнению В.А. Сидоренко, обрамление колодца, видимо, было найдено в Крыму и установлено в центральной аллее парка имения. Оно изготовлено из южнобережного мраморовидного известняка и по своей форме, с квадратной верхней частью и круглым основанием,  сходно с капителью.  Высота – 73 см. Длина сторон верхней квадратной части равна 77 см. Внутри находится круглое сквозное отверстие диаметром 58-59 см.

В исследовании этого замечательного памятника автор уделил особое внимание идейно-символическому аспекту, связав его происхождение с историей Крыма. На всех четырех сторонах колодезного обрамления изображено символическое «древо» в виде побега с шишкой пинии наверху или с аканфовым листом, по обеим сторонам которого сидят пары птиц с мощными клювами и рельефными шейными повязками-ошейниками. На одной из сторон под птицами находится фигура льва, на другой – крылатый дракон, терзающий крупного хищника.  На третьей и четвертой сторонах под птицами  изображены стоящие на задних лапах животные, также с рельефными ошейниками. Парные изображения птиц, олицетворяющие человеческие души и выполнявшие роль оберегов, и помещенное в центре «мировое древо» выполнены под влиянием искусства Италии X-XIII и Византии, орнаментальное оформление находит прототипы на анатолийском побережье Малой Азии. Композиция каждой из сторон соотносится с определенной стороной света.

Подобные художественные изделия из камня получили распространение на юге Европы, особенно в Венеции, где колодцы с резными обрамлениями играли важную роль в городской системе накопления дождевой воды. В Крыму одно из них можно увидеть в Феодосийском музее. Характеризуя гаспринское обрамление колодца как выдающееся произведение каменной пластики. В.А. Сидоренко связывает его появление на Крымском полуострове со сложными венецианско-сельджукидскими влияниями, распространявшимися в Крымской Готии с 60-х гг. XIII  по середину XIV вв.

С 1987 по 1990 гг. это произведение экспонировалось на стационарной выставке «Таврика. Античность и средневековье» нашего музея.