МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Ялтинский историко-литературный музей, один из старейших музеев Крыма, был основан  27 сентября (8 октября по новому стилю) 1892 года при Ялтинском отделении Крымского Горного Клуба. Инициаторами  создания музея по праву можно считать  известных общественных деятелей – врача - климатолога В.Н.Дмитриева, военного инженера, археолога, нумизмата А. Л. Бертье-Делагарда и многих других ялтинцев.

Осенью 1919 года положение естественно-исторического музея в Ялте осложнилось. Поддержку музею оказал Владимир Иванович Вернадский с коллегами по Таврическому университету. В ноябре 1919 года физико-математический факультет Таврического университета поставил принять музей в ведение физико-математичес­кого факультета и избрал куратором профессора В. А. Обручева. 

После окончания Гражданской войны. Постановлением III Крымской конференции музейных работников в 1924 году музей был переименован в Краеведческий.

С декабря 1920 года проходило изъятие художественных ценностей  из национализированных дворцов и имений Южного берега Крыма, которое проводилось  секцией по делам музеев  и охраны  памятников старины и искусства Крымобраза (Крымохрис). 

В списке музеев Крыма  за 1921 год мы находим Восточный музей, открытый 25 марта 1921 года в Ялте в бывшем дворце эмира Бухарского. С декабря 1920 года проходило изъятие художественных ценностей  из национализированных дворцов и имений Южного берега Крыма, которое проводилось  секцией по делам музеев  и охраны  памятников старины и искусства Крымобраза (Крымохрис). Процесс активизировался после принятия  в феврале 1921 г. Совнаркомом РСФСР  Постановления об  образовании  государственного фонда  художественных ценностей для вывоза за границу. Сколько  и каких предметов было вывезено - пока неизвестно. Оставшиеся были сосредоточены в двух музеях – народно-художественном и Восточном. 

В музеи были переданы предметы искусства из императорских и великокняжеских имений, находившихся на Южном берегу Крыма в числе которых были и изделия из перегородчатой эмали,  частные  коллекции  жителей Крыма. К сожалению, точно  определить принадлежность каждого предмета из-за отсутствия сведений невозможно.

После землетрясения 1927 года народно-художественный музей был закрыт, часть экспонатов  передана в Восточный музей. Это дало возможность  открыть японский отдел, в котором экспонировались и произведения китайских мастеров. Среди экспонатов было более 120 предметов из перегородчатой  эмали. 

Восточный музей  к концу 30-х годов имел 7 отделов: персидский, арабский, бухарский, японский (куда входили и работы китайских мастеров), среднеазиатский, анатолийский и крымскотатарский.

В 1932 году Ялтинский краеведческий музей был организационно объединен с Восточным музеем и стал называться Ялтинским объединенным музеем краеведения.

С началом Великой Отечественной войны работа музея постепен­но сворачивалась, и в июле-августе 1941 были эвакуированы наиболее ценные экспонаты (фарфор, фаянс, слоновую кость, керамику, ткани, ковры), научный архив к эвакуации. Коллекции предметов клуазоне сотрудники музея спрятали и бережно хранили весь период оккупации в Ялте. 

Согласно Акту Государственной  комиссии  по установлению и расследованию  разрушений, произведенных немецко-фашистскими захватчиками по городу Ялте, фашистами среди прочего было вывезено   свыше 100  японских и китайских  ваз коллекции клуазоне XVII-XIX веков.

После освобождения Крыма от фашистских захватчиков в мае 1944 года был организован при Наркомпросе фонд оказания помощи музеям, пострадавшим от фашистской оккупации. Ялтинскому музею также была оказана помощь, как наиболее пострадавшему в период фашистской оккупации

Сейчас коллекция предметов из перегородчатой эмали насчитывает  21 единицу:  произведении китайских и японских  мастеров - это парные вазы с изображениями драконов, Фениксов, священных журавлей. Привлекают внимание вазы в стиле «Доу-цай» - борьба красок, вазы с изображением времен года. Сочетание перегородчатой и художественной эмалей - на стаканчиках для кистей, подносах, шкатулке. Необычен для европейца дракон воды, хранящий жемчужину бессмертия, изображенный на плоском вазоне, некогда служившим пепельницей - личная вещь композитора А. А. Спендиарова, переданная в дар Ялтинскому  историко-литературному музею его дочерью. 

Удивительной красоты изделия китайских и японских мастеров из перегородчатой эмали XVII-XIX вв. радуют посетителей как в постоянной экспозиции "За семью печатями. Раритеты, коллекции из фондов музея", так и на передвижных выставках.

Перегородчатые эмали – древнейшая форма эмальерного дела. На медную поверхность напаивается токая медная проволочка, образующая ячейки, заполняющиеся разноцветными эмалями. После обжига полируется и шлифуется.

Email cloisonné – перегородчатые эмали - эта техника украшения предметов из металла особенно  распространена на Востоке.  В Китае известны с 7 века, особенное развитие получили в 14 – 17 века  в периоды династий Мин (1368 -1644) и Цинь (1644 -1911).

В это время декоративное искусство достигло наивысшего расцвета. Возросло производство многоцветного фарфора с пейзажными, жанровыми, растительными мотивами, выполненными подглазурной росписью синим кобальтом, свинцовыми глазурями, подглазурными яркими красками в стиле «Доу-цай» (Борьба цветов). Приобрели популярность изделия, украшенные перегородчатой эмалью.

Японские мастера часто выполняли изделия в подражание китайским.

Коллекция Ялтинского историко-литературного музея состоит из 21 предмета, выполненного мастерами Японии и Китая. Изображения на всех  предметах  соответствуют древним символам этих народов. Так изображение шестипалых драконов символизировали силу. Драконы являлись покровителями водной стихии. Дракон с жемчужиной – единство двух начал- темного и светлого, женского и мужского.

Если дракон в Китае был символом императора, то Феникс – императрицы.

Феникс – символ процветания. У него перья 5 цветов: желтые, белые,черные,корасные,синие, что соответствует пяти добродетелям: человеколюбию,долгу,пристойности,знанию обрядов, верности. Феникс не ест насекомых, питается семенами бамбука и ключевой водой. Символизировал  тепло и лето.

Журавли в японской мифологии символизируют долголетие и ассоциируются с хризантемой и сосной. В буддизме  символизировал зиму. Журавль рождается из скалы, омывается морскими волнами. Изображение журавлей часто дарили на Новый год. 

Т. М. Коноплянко, Главный хранитель Ялтинского историко-литературного музея

 

Татьяна Коноплянко