МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Автор: Алла Фролова, заведующая отделом «Музей Леси Украинки».


Марк Лукич Кропивницкий родился 7 мая (25 апреля по ст.ст.) 1840 года в селе Бежбайраки Елисаветградского уезда Херсонской губернии Российской империи (ныне село Кропивницкое Кировоградской области Украины) в семье управляющего помещичьим имением.

Детство, будущего актёра, было тяжелым: с пяти лет мальчик не знал материнской ласки, а отец не мог дать должного воспитания, и ребёнок был вынужден расти среди чужих людей.

Кропивницкий увлёкся театром, когда учился в Бобринецком уездном училище, которое окончил в 1856 году с похвальной грамотой. Попробовав свои силы в любительских спектаклях, Марк Лукич уже никогда не покидал театр.

После двух неудачных попыток поступить в Киеве в гимназию, а затем в Киевский университет, на юридический факультет, в феврале 1864 года возвращается в Бобринец, где поступает на службу столоначальником, затем работа секретарем в судебных учреждениях Бобринца и Елисаветграда (ныне город Кропивницкий).

В сентябре 1871 года подает в отставку, и 13 ноября, этого же года, дебютирует в роли Стецька в пьесе «Сватання на Гончарівці» Квитки-Основьяненко в Одесском народном театре графов Марковых и Чернышова. В труппе графов Кропивницкий проработал три года, затем работал в труппе Александрова-Колюпанова (Харьков), у антрепренера Петербургского театра Зизерина, а также в труппах Романович (Галичина) и Изотова (Екатеринослав).

В 1876 году Марк Лукич приезжает в Крым, где устроился артистом в труппе Л.Яковлева. «Зимовий сезон 1876-1877 рр., – писал Кропивницкий в своей автобиографии, – служив я в Сімферополі, у Л.Яковлева, з дебюта в ролі городничого в «Ревізорі». Помимо выступлений в театре, артист пишет пьесы и занимается переводами произведений русской литературы. В феврале 1877 года Марк Лукич покидает Крым.

На протяжении десяти лет работал в русских труппах, сыграл более пятисот ролей и как сам писал – «…від губернатора в «Птичках певчих» до Отелло».

         В 1881 году вместе с антрепренером Г.Ашкаренко организовывает в Кременчуге первую малороссийскую театральную труппу, но уже в 1882 году её покидает и в Елисаветграде создаёт новое театральное товарищество, которое спустя год пополняется лучшими артистами малороссийской сцены – М.К.Заньковецкой, Н.К.Садовским, М.П. Старицким и другими.

         В 1885 году труппа распадается на две: руководителем одной стал Старицкий, второй Кропивницкий, вместе с которым в товарищество перешли выдающиеся артисты Н.Садовский, М.Заньковецкая, А.Саксаганский.

         Интересен тот факт, что в сентябре 1886 года, Марк Лукич приезжает в Крым на гастроли в составе труппы М.Старицкого, которая радовала севастопольцев своими спектаклями.

         По окончании гастролей труппа уехала, а Кропивницкий остался в Крыму и переехал в Ялту на лечение, что подтверждает его переписка с друзьями.

Из письма Кропивницкого актёру Афанасию Саксаганскому:

         «Дорогой Фаня!

         По совету одесских врачей я поехал со Старицким в Севастополь, чтобы оттуда пробраться в Ялту и полечиться. Едва я доехал до Севастополя, как слег в постель, и первый спектакль с моим участием («Наталка-Полтавка») был отменён. Сыграл я с грехом пополам пять спектаклей: «Наталку», «Глитая», «Запорожця», «Доки сонце зійде» и «Черноморці». И в экипаже уехал в Ялту – морем решительно не мог ехать. Как я проехал 80 верст – одному богу известно. Всю дорогу я был в жару и в бреду. Наконец, сегодня, шестой день по приезду в Ялту, я встал с постели, благодаря известному врачу ревматических болезней Ф.Т.Штангееву. Сожгли мне всю левую руку и половину спины; избили меня массажем до того, что я ревел, как белуга. Здесь есть специалист-массажист, какой-то датчанин, один вид его внушает страх и ужас; и представь себе этого атлет, упражняющего свои кулаки на моём благородном теле. Сегодня буду принимать пресную ванну, с завтрашнего дня – морские. Пробуду здесь до 25 сентября. Жизнь здесь безобразно дорога. Я живу в гостинице «Ялта», занимаю №22, плачу 4 рубля в сутки. Волей-неволей придется, когда полегчает, сыграть два-три спектакля у Старицкого. Старицкого труппу посещает великий князь Константин Павлович и, говорят, аплодирует. Сегодня Старицкий, по совету приближенного к князю генерала, едет к князю с визитом...

Любящий тебя, М.Кропивницкий»
 

        
Из этого письма следует, что Кропивницкий лечился у известного ялтинского врача Фёдора Тимофеевича Штангеева и проживал в гостинице «Ялта» на улице Бульварной (сейчас на этом месте гостиница «Бристоль», улица Рузвельта, 10).

         В следующем письме, Марк Лукич, сообщает Саксаганскому о дате своего отъезда: «…30 сентября я оканчиваю курс лечения и выезжаю в Елисаветград; что меня Старицкий приглашает – это правда, как не ложь и то, что я с его труппой сыграл пять спектаклей в Одессе и пять в Севастополе. В Ялту я же приехал только лечиться… 24 сентября 1886 года, город Ялта».

         Спустя три года, в октябре 1889 года, Кропивницкий снова прибывает в Крым на гастроли уже со своей труппой. Гастроли начались в Симферополе 26 октября и закончились 1 декабря 1889 года. Спектакли ставились на сцене дворянского театра. К сожалению, в Ялте труппа не выступала, но были надежды на это: ведь антрепренер ялтинского театра С.Н.Новиков вёл переговоры с Кропивницким, в журнале «Артист» за декабрь 1889 года, был даже размещён анонс на абонемент, где было предложено десять спектаклей. Но по всей видимости, в Ялте труппа не смогла выступить, возможно из-за внезапной смерти молодой артистки Нины Базаровой, о которой рецензент газеты «Крымский вестник» писал: «…создаёт приятное впечатление своей эффектной и хорошей игрой…».

         В 1890 году Марк Лукич приобретает небольшую усадьбу под Харьковом, которое назвал «Затишок». Переехал в свою усадьбу драматург вместе с женой Надеждой Васильевной, матерью Капитолиной Ивановной и двухгодовалой дочерью Александрой. Сын Владимир и вторая дочь – Ольга, родились уже в «Затишку».

         В следующий раз крымская публика встречала труппу Марка Лукича в 1891 году: «15 августа малороссийская труппа М.Л.Кропивницкого начала в Симферопольском летнем театре свои представления…», а завершила свои выступления труппа в Ялте спектаклями: «Невольник», «Наталка Полтавка», «За двома зайцями». В этот же период, драматург написал драму «Олеся» и в этом же году она была одобрена цензурой для печати и постановки на сцене.

         В последний раз Кропивницкий со своей труппой побывал в Крыму в 1896 году, давая спектакли в Севастополе с 15 сентября по 13 октября. Публике было представлено 22 драматических произведений украинских и русских авторов. Спектакли шли почти ежедневно, изредка – через день, в переполненных залах.

         В последние годы жизни Марк Лукич страдал глухотой, которая мешала ему играть, а в 1900-е он полностью потерял возможность пользоваться услугами суфлера и вынужден был роли учить на память. Но не смотря на ухудшение здоровья, артист в составе разных театральных трупп часто выезжал на гастроли в Харьков, Полтаву, Одессу, Ростов-на-Дону, Киев, Петербург и другие города.

         Особенно насыщенными были 1907-1910 года. Число выступлений в спектаклях и на концертах растёт беспрерывно. В 1907 году он выступил около 20 раз, в 1908 – около 30, в 1909 году – более 30 выступлений, и, наконец, в 1910 году, за три месяца до его смерти, состоялось семнадцать его выступлений.

         В конце марта 1910 года Кропивницкий был приглашен на гастроли в Одессу. Столичный журнал «Театр и искусство», освещая эти гастроли, писал: «Несмотря на свои семьдесят лет за плечами, отец играл как когда-то – сильно, ярко, чаруя тонким комизмом, жизненной простотой и художественной завершенностью своих образов…».

         В последний раз на сцену корифей вышел 7 апреля 1910 года и к сожалению, уже не смог выступать. Попросив прощение у почтеннейшей публики, Кропивницкий в спешке покинул сцену, и уже на следующий день поездом выехал к себе в усадьбу, но в дороге, 21 апреля (8 апреля ст.ст.) 1910 года, сердце артиста перестало биться.

         Похоронили Кропивницкого в Харькове на старом кладбище, которое находилось возле церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сейчас это территория Молодежного парка, но могила корифея украинского театра сохранилась. На ней установлен бронзовый бюст артиста, выполненный в 1914 году скульптором Ф.Балавенским.