МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

В 2021 году Ялтинский историко-литературный музей продолжит публикацию научно-популярных статей и информаций, посвященных юбилейным датам известных деятелей культуры, чья жизнь и творчество были связаны с Южным берегом Крыма.

Первая публикация наступившего года знакомит с автором симфонии, ставшей в советское время музыкальной «визитной карточкой» Ялты. Ее исполнением начинался каждый новый сезон симфонической музыки в нашем городе.

Место рождения этого музыкального произведения – Ялта, его полное название – «Симфония №1соль минор», фамилия композитора – Василий Сергеевич Калинников (13.01.1866-11.01.1901).

                                                                                                    

Наследие Калинникова невелико, но то немногое, что он успел написать, поставило его в один ряд с выдающимися русскими композиторами. Академик Б. Асафьев писал, что В.С. Калинников был самым талантливым среди московских композиторов лирического направления. К его творчеству как нельзя лучше подходит пушкинская строка «Печаль моя светла».

Василий Сергеевич родился в Мценском уезде Орловской губернии в семье станового пристава. Отец происходил из духовного сословия, любил музыку, играл на гитаре и постоянно пел в церковном хоре. По семейной традиции будущий композитор окончил Орловскую духовную семинарию, где получил начальное музыкальное образование и даже дирижировал хором. Мечтал учиться в консерватории и в 1884 году поступил в подготовительные классы при Московской консерватории. Учился недолго, всего несколько месяцев: платить за обучение было нечем и мальчика отчислили. Повезло что удалось перейти в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое Калинников закончил в 1892 году по двум специальностям – теории композиции и игре на фаготе. Последняя из них давала возможность учиться бесплатно.

По окончании училища Василий Калинников зарабатывает преподаванием теоретических дисциплин в частных музыкальных школах Москвы, дирижирует в итальянской опере, пишет собственные произведения.

Жизнь налаживалась: композитор молод, талантлив, счастливо женат. Он с успехом исполнил свою новую сюиту и получил благословение самого Петра Ильича Чайковского, выдержал конкурс на место дирижера Малого театра. Именно в этот момент серьезно обострился давно зародившийся туберкулез. Состояние здоровья ухудшилось настолько, что осенью 1893 года Калинников вынужден оставить Москву и поселиться в Ялте.

С этого времени Василий Сергеевич существует лишь на заработок от своих сочинений и материальную помощь друзей, время от времени выезжая в Москву, в родную Орловскую губернию, на лечение за границу. Такая жизнь продолжалась семь лет.

С декабря 1893 года В. Калинников с женой ялтинские жители. Остановились в доме свободного художника А.Е. Воронкова на улице Аутской. Неповторимо красивый дом в стиле «Таврического романтизма», целебный климат и усилия врачей оказали благотворное влияние на здоровье. Композитор понемногу знакомится с окрестностями. Был несколько раз в Массандре, два раза в Ореанде, планировал поездки на водопад, в Гурзуф, Алупку и т.д. Особенно радовало то, что удалось взять пианино, главное достоинство которого состояло в том, что годом ранее (1893) оно стояло в прокате у Н.А. Римского-Корсакова, когда тот жил в Ялте.

В первые же месяцы пребывания на Южном берегу Калинников сочиняет балладу для хора и оркестра «Над морем красавица дева сидит» на слова М. Лермонтова, романсы «Нам звезды кроткие сияли» (А.Н. Плещеев), «Звезды ясные» (К.М. Фофанов), «Был старый король» (Г. Гейне), фортепианные пьесы, увертюру для оркестра. Тогда же начал работать над своим самым значительным произведением, принесшем ему мировую славу – Первой симфонией соль-минор. Дом Воронкова, был, пожалуй, самым любимым из многочисленных ялтинских адресов Калинникова. Он останавливался здесь четырежды и жил подолгу. Отсюда 18 марта 1895 года писал: «Симфонию кончил в чистую и теперь отдыхаю, ввиду чего, а еще более ради экономии, отдал пьянино.»

На первом исполнении симфонии (1897) в Киеве Калинников присутствовать не смог. Он вынужден был оставаться в Ялте. На даче М.Г. Кащециной на Виноградной «нашел себе миленькую комнату с балконом на юг в сад, светлую, чистую, взял пианино на прокат и принялся лечиться и писать». По этому адресу в марте 1897 года на имя композитора приходили поздравительные телеграммы, Успех был огромный. Симфонию стали исполнять в городах Российской империи, Европы и даже в США. Исполнением Первой симфонии Крымский государственный симфонический оркестр начинал каждый новый сезон симфонической музыки в Ялте.

До наших дней дача Кашециной не сохранилась: в 1902 году на этом месте была построена гостиница «Метрополь».

Последний приезд Калинникова в Ялту был особенно долгим и суетным. Он безвыездно живет в нашем городе с апреля 1899 по январь 1901 года. В поисках дешевого жилья сменил шесть адресов.

На этот же период выпадают и светлые моменты. «Приобрел здесь маленький кружок знакомых с А.П. Чеховым во главе». Часто в гости заходил С. Рахманинов и доставлял Калинникову огромное наслаждение своей игрой, исполнял свою «Судьбу» на апухтинские слова, знакомил со всеми выдающимися новинками, умудрился даже продать издателю Юргенсону три романса Калинникова за 120 рублей и хлопотал пристроить туда же его Вторую симфонию.

В это время композитор по предложению С.И. Мамонтова работал над оперой «1812 год» (либретто Мамонтова), но успел завершить только «Пролог». О том как состоялось первое прослушивание «Пролога» узнаем из письма Калинникова, отправленного из Ялты 23 июня 1899 г.

«19 июня был у меня Савва Иванович. Мы очень тепло встретились и довольно долго болтали на всякие темы, начиная с Сухума и кончая оперой. На другой день ариозо Дуни было переписано и к вечеру кое-как просмотрено Ставицкой с Зелёным. Вечером приехал Малинин и увез на квартиру Любатович в двух шагах от моей. Там уже собрались все живущие здесь мамонтовцы и встретили меня очень любезно и крайне радушно. Савва Иванович очень суетился и давал всему тон. Дали мне отдохнуть и двинулись все к пьянино». Музыка вызвала восхищение, триумф был полный.

Спустя месяц на даче графа Д.А. Капниста, Ставицкая, Любатович, Иноземцев и Зелёный, перед отъездом в Москву исполнили в присутствии Калинникова многое из первого акта оперы, чем доставили последнему большое удовольствие.

Большой радостью стал приезд летом 1900 года композиторов Ц. Кюи, Ю. Сахновского, А. Гречанинова.

В Ялте В. Калинников написал 2-ю симфонию, которую назвал «Крымской», две симфонические картины – «Нимфы» (по И. Тургеневу) и «Кедр и пальма» на сюжет А. Майкова, а также два интермеццо для оркестра, музыку к трагедии А. Толстого «Царь Борис», ряд фортепианных пьес и романсов. Летом 1900 года В. Калинников написал свое последнее произведение – романс «Колокола», посвятив его брату Виктору, тоже композитору.

Болезнь прогрессировала. 11 января 1901 года, после операции на гортани В. Калинников умер, не дожив до своего 35-летия всего 2 дня. Композитора похоронили на Иоанно-Златоустовском кладбище.

Проект надгробия на могиле композитора В.С. Калинникова составил архитектор Л.М. Браиловский. По замыслу автора надгробие представляло собой стелу из местного камня с выступающим крестом в центре и двумя небольшими рельефными венками по бокам. Перед стелой, установленной на площадке, должна была находиться склоненная бронзовая фигура плачущего ангела.

О том, когда именно на могиле В.С. Калинникова было установлено надгробие, неизвестно. Некоторый свет на его сооружение проливает В.И. Чернопятов, автор известного труда «Некрополь Крымского полуострова», опубликованного в 1909 году: «Калинников, Василий Сергеевич; род. 1/1 1866 г., ск. в ноябре 1900 г., композитор. (Его сочинения пользуются большим успехом не только в России, но и заграницею. Памятник ему сооружается на Ялтин. И.-Злат. Кладбище, по проекту арх. Л.М. Браиловского, скульптором Мюнхенской Королевской Академии Серг. Дмитр. Меркуловым; причем средства на памятник собираются председателем Ялт. Музык. Драм. Общ. Композитором Александр. Афан. Спендиаровым. Впрочем, едва ли скоро мы увидим этот памятник сооруженным, ввиду равнодушия музыкальных деятелей Москвы, где Калинников жил, и получил образование). Ял. И.- Зл.».

Из текста следует, что в 1908 году к сооружению надгробия уже приступили. Стела сохранилась до наших дней. Вопрос о скульптуре остается открытым. Известно, что модель фигуры Меркуров изготовил в 1909 году, есть фотография, на которой композитор А. Спендиаров, дирижер Асланов и др. в мастерской скульптора С. Меркурова рядом с готовой бронзовой скульптурой коленопреклоненного мальчика (не ангела), к сожалению, нет подтверждения, что скульптура была установлена и, если была то, когда, и какова ее дальнейшая судьба.

120 лет назад в Ялте Василий Калинников обрел вечное успокоение, и все эти годы город хранит память о композиторе. Его именем названа одна из улиц города, проходящая между ул. Московской и ул. Дзержинского; на бывшем доме А.Е. Воронкова, где написана знаменитая Симфония №1 установлена мемориальная доска; в экспозиции Ялтинского историко-литературного музея представлены экспонаты, отражающие периоды пребывания Василия Калинникова в Ялте.

 

 

Автор: Иванова Л.М., заведующий структурного подразделения «Культура Ялты XIX-первой четверти ХХ вв.»