МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Известная фраза А.П.Чехова «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него» применительно к музею могла бы звучать так: «Нельзя ставить в экспозицию предмет, который ни разу не будет в центре внимания». 


Август как раз такой месяц, когда могут «выстрелить» сразу несколько музейных предметов, представленных в экспозиции отдела «Культура Ялты XIX – начала ХХ веков» Ялтинского историко-литературного музея. 
На исходе лета, 30 августа, родился выдающийся пейзажист Исаак Ильич Левитан (1860-1900).


Он был внуком раввина и младшим сыном железнодорожного служащего из литовского местечка Кибарты Ковенской губернии. Когда пришла пора позаботиться об образовании сыновей, семья переехала в Москву. Подающего надежды Авеля, старшего из детей, определили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1873 года студентом прославленного Училища становится и тринадцатилетний Илья.
Чудесный В.Г.Перов директорствовал в Училище, любимый А.К.Саврасов руководил пейзажной мастерской, где занимался И.Левитан, товарищами были К.Коровин, Н.Чехов, В.Симов и М.Нестеров, ставший другом на всю жизнь. По словам последнего «Левитан…слыл в школе за «талант». Начало жизни сулило много надежд.


Спустя два года неожиданно умирает мать, а вскоре тиф уносит и отца. Оставшись без кормильца, братья Левитаны вынуждены в сентябре 1877 года обратиться в Совет Училища с прошением: «Не имея ровно никакой возможности внести за право учения и желание продолжить курс учения, всепокорнейшее просим Совет избавить нас от платы». «Ввиду крайней бедности» и как «оказавшего большие успехи в искусстве» Исаака Левитана освободили от платы за обучение.  
Последующие несколько лет приносят ему две Малые серебряные медали и несколько денежных вспомоществований. На деньги, полученные от П.М.Третьякова за картину «Осенний день. Сокольники», художник купит первый после смерти отца пиджак.


Шел 1883 год. Заканчивались годы учения. Левитан пишет дипломную работу – облачный день, поле, копны сжатой пшеницы. Саврасов на обороте  написал мелом «Большая серебряная медаль». Преподаватели Училища побаивались Саврасова. Вечно пьяный и задиристый, он вел себя с учениками, как с равными, и, не скрываясь, говорил о бесталанности некоторых признанных художников. Неприязнь к Саврасову отразилась на его любимом ученике – Левитане: картину признали недостойной медали, Исаак получил диплом «неклассного художника», самый низший из всех дипломов, выдаваемых Училищем. С ним и вышел в жизнь один из тончайших художников своего времени, первый певец русской природы, близкий друг семейства Чеховых.


Почему Исаак Ильич, который был отменным портретистом, хорошо владел жанровой живописью, мог бы стать историческим живописцем, выбрал пейзаж, сказать трудно. Но он, бесспорно, занимает первое место среди русских пейзажистов. Он всю свою жизнь постоянно, неизменно и восторженно писал с натуры. Он искал темы своих картин в самом сердце России: на Волге, под Звенигородом, под Вышним Волочком. Природа чужих стран оставляла его равнодушным.


Впервые увидев Крым, Левитан был потрясен. «Вчера вечером – пишет он А.П.Чехову 26 марта 1886 г.– я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, – я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество!». В тот раз художник провел на Южном берегу десять дней марта, весь апрель и двадцать дней мая 1886 года.


Вначале остановился в Ялте, в Старом городе, в небольшом двухэтажном домике земской учительницы С.И.Зибер на углу улиц Нагорной и Церковной (ныне Л.Толстого. Дом сохранился). Из того же письма к А.Чехову узнаем, что художник чувствует себя превосходно и работается хорошо и, если и дальше будет работаться так же, то привезет целую выставку. И в самом деле, прошло всего несколько дней, а написано уже «семь этюдов и очень милых».


Красивого, изящного молодого человека с грустными черными глазами видели в окрестностях Ялты, в Симеизе, Кореизе, в Алупке, Массандре и Бахчисарае. Спустя месяц новизна впечатлений притупилась и Левитан жалуется А.Чехову, что Ялта ему «чрезвычайно надоела, общества нет, т.е. знакомых, да и природа здесь только вначале поражает, а после становится ужасно скучно и очень хочется на север». В поисках новых впечатлений художник переселяется в Алупку, где пробыл около двух недель, но адрес свой не сообщил. 


Результат крымской поездки – более 50 этюдов, большая часть которых была представлена на VI Периодической выставке Московского общества любителей художеств. Зрители увидели такие жемчужины, как «Сакля в Алупке», «Уступ на Ай-Петри», «Улица в Ялте» и этюд «Вид на море», с которого уже после выставки будет написана картина «У берега моря».

Критики заговорили о «новом» Левитане, о прозрачности воздуха, о свежих и ярких красках, об отсутствии слащавости, что часто встречалось в крымских работах других художников. Самую высокую оценку крымских работ И.Левитана дал один из его учителей художник В.Д.Поленов, посетивший Ялту в 1887 году. «Чем больше я хожу по окрестностям Ялты, - делился он впечатлениями с женой, - тем все больше я оцениваю наброски Левитана. Ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма, как Левитан». 

С этого времени картины И.Левитана можно было встретить на самых престижных выставках Москвы и Петербурга, Чикаго и Мюнхена. 

Пришли признание и уважение. В 1897 году Исааку Ильичу присвоили звание академика живописи, в 1898 – пригласили руководить мастерской пейзажа в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но годы лишений, непосильного труда и преследований (Левитана дважды, как еврея, высылали из Москвы) сказались на здоровье художника. Еще в 1894 году врачи констатировали тяжелое заболевание аорты, что было совершенно неожиданно в его возрасте и при его правильном образе жизни. Положение ухудшалось тем, что больного начало сильно лихорадить. Ему пришлось вести тот образ жизни, который обычно ведут тяжелые сердечные больные.

Болезнь и желание, быть может, в последний раз повидать близкого человека побудили Левитана 22 декабря 1899 года отправиться в Ялту, к А.Чехову. Поездом прибыл в Севастополь, по дороге, из Байдар, отправил Антону Павловичу шутливую телеграмму: «Сегодня жди знаменитого академика И.Л.», и вечером 24 декабря был уже в Ялте.

Около двух недель с близкими сердцу людьми в давно забытом домашнем уюте улучшили настроение, придали сил. Иногда всей компанией шли гулять на набережную, в другой раз бродили по окрестностям, любовались горами. Познакомился с В.А.Срединым. 

В один из дней Левитан попросил Марию Павловну принести картон, пристроил его в длинном углублении камина и взял кисть. Когда отошел, все увидели луну, поднимающуюся за стогами.

В Ялте встретил Левитан последний в его жизни Новый, 1900, год, и уже 11 января писал Чехову из Москвы, что добрался благополучно, около Ай-Тодора покачало на совесть, но без последствий. Соседями по вагону были необыкновенно образованный и интересный князь А.А.Ливен и скучный В.А.Рыбицкий . Обещал на днях выслать Средину краски.

Месяц спустя Левитан с радостью сообщает тому же адресату: «Пребывание мое в Крыму удивительно восстановило меня – до сих пор работаю этим зарядом». В апреле художник планирует вновь отправиться в Ялту.

Но жизнь внесла свои коррективы. Художник, покоривший своим искусством современников и потомков, прожил короткую жизнь. И.И.Левитан умер 4 августа 1900 года.

Пройдет более полувека и одна из ялтинских жительниц подарит Ялтинскому историко-литературному музею пять красивых старинных стульев, и расскажет, что в свой последний приезд в Ялту Левитан был в гостях у ее тети Е.Харченко, сидел на этих стульях.  На память об этой встрече художник оставил хозяйке рисунок с автографом. В нашем музее работ И.Левитана нет, что касается стульев, они представлены в экспозиции отдела «Культура Ялты ХIХ – начала ХХ веков» на ул. Екатерининской, 8

Если бы стулья могли стрелять, сегодня в музее был бы фейерверк в честь художника, который жил «мечтами о нежно любимой природе».

Стулья можно увидеть в экспозиции "Ялта. Век XIX-й" отдела музея "Культура Ялты XIX - начала ХХ вв." на ул. Екатерининской, 8.